Новости Екатеринбургской митрополии

В Уральской консерватории прозвучит вершина русской духовной музыки - «Всенощная» Сергея Рахманинова

10 Октября 2018

Екатеринбург, 10 октября, «Православная газета». В четверг 18 октября в 19-00 в Большом заме Уральской государственной консерватории состоится концерт в рамках проекта Императорского Русского Музыкального Общества. Его тема «На переломах истории». В программе концерта прозвучит одно из главных сочинений выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова «Всенощное бдение» - вершина русской духовной музыки. Хоровое произведение появилось как реакция на события Первой мировой войны, отразив боль и беспокойство композитора. Все доходы от своих благотворительных концертов Сергей Рахманинов перечислил в пользу раненных на фронте.

Партитуру он посвятил памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения, идеолога церковной музыки рубежа XIX–XX веков. Премьеру, которая прошла в огромном зале Благородного собрания в Москве при большом стечении публики, готовил московский Синодальный хор (хор Успенского кафедрального собора в Кремле). Грандиозный успех сочинения повлек за собой еще пять исполнений, также прошедших с аншлагом. В итоге «Всенощная» Рахманинова стала главным музыкальным событием 1915 года. Знаток полифонии и строгий музыкальный критик Сергей Танеев встретил сочинение с восторгом. А признанный лидер церковной музыки того времени Александр Кастальский назвал «Всенощную» «венцом московской школы». В советское время «Всенощное бдение» Рахманинова исполнялось редко, но раз в год ее можно было услышать в московском храме Всех скорбящих Радость на Ордынке. Кто-то приходил на эти богослужения исключительно ради музыки Рахманинова, но есть свидетельства, что иногда это становилось первым шагом к Богу.

Справка:
Между фрагментами «Всенощной», основанными на мелодиях старинных церковных распевов, и частями, написанными Рахманиновым, нет стилистического контраста. Слушатель, не знающий конкретных мелодий знаменного распева, использованных композитором, никогда не отличит их на слух от прочего музыкального материала.