Новости Екатеринбургской митрополии

18 Ноября 2014

Екатеринбург, 18 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 18 ноября - день памяти основательницы Ново-Тихвинской обители игумении Таисии. Первая настоятельница Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря игумения Таисия (в миру Татьяна Андреевна Костромина) родилась в 1763 году в семье мастерового Екатеринбургского Верх-Исетского завода крепостного Андрея Костромина.

Изнурительная работа за ничтожную плату – таков был труд мастеровых. Семья почти нищенствовала, и родители не смогли дать своим детям даже начального образования. Татьяна не умела ни читать, ни писать. Однако семья Костроминых отличалась от других верой и благочестием. Стремление к подвижнической жизни, ревность о спасении своей души проявлялось и в детях.

В юности Татьяна была выдана замуж за государственного мастерового Петра Сергеевича Митрофанова и переехала жить к мужу в поселок золотодобытчиков Березовского завода. Но в 1782 году его взяли рекрутом на военную службу, и в 19 лет Татьяна осталась одна. Так прошло 14 лет. Жизнь в миру тяготила, Татьяна часто задумывалась над своим будущим и молилась Господу о возможности полностью посвятить себя служению Богу и ближним. Однако женских монастырей поблизости не было - на всем пространстве Тобольской епархии (куда входил и Екатеринбург) существовала только одна женская обитель — Рождественская, расположенная далеко от Екатеринбурга, на Енисее.

В 1796 году Татьяна оставила мирскую жизнь и присоединилась к общине-богадельне, существовавшей при кладбищенской Успенской церкви. Вскоре насельницы общины избрали Татьяну Андреевну старшей, и заботы о содержании общины и об устроении в ней монашеской жизни легли на ее плечи. Через год служения ей удалось найти благодетелей для общины, которые пожертвовали средства на строительство каменного дома вместо деревянного, в котором вдовы и сироты жили прежде. В августе 1797 года состоялась закладка нового корпуса. А в 1798 году Татьяна Андреевна выхлопотала у Екатеринбургского городского управления пособие на содержание призреваемых вдов и девиц - по четыре рубля в месяц. В следующем, 1799 г., это пособие было увеличено до десяти рублей.

Главной заботой Татьяны Андреевны было превращение общины в настоящий монастырь, где могли бы спасаться многие души. Ради этого она предприняла в 1801–1802 годах длительное паломничество по монастырям, где детально познакомилась с монашеской жизнью и получила наставление от духовно опытных людей. Побывала и в знаменитой Киево-Печерской Лавре, а после отправилась в Саровскую пустынь – за благословением и духовным наставлением старцев-подвижников и прежде всего преподобного Серафима Саровского. Но в 1801–1802 годах преподобный не принимал посетителей: удалившись в дальнюю пустыньку, он пребывал в строгом затворе.

Зато восьмой строитель пустыни - духовно близкий преподобному Серафиму монах-подвижник иеромонах Исаия I (Зубков) передал Татьяне Андреевне Саровский устав для ее общины и даже написал Пермскому епископу Иустину (Вишневскому) письмо с ходатайством об учреждении в городе Екатеринбурге женского монастыря. Сестры Ново-Тихвинского монастыря всегда помнили о том, что их монастырь был создан по благословению Саровского настоятеля Исаии, духовника преподобного Серафима.

После возвращения из паломничества Татьяна Андреевна продолжала благоустраивать общину, не оставляя намерения преобразовать ее в монастырь. Однако для этого следовало получить «одобрение» горожан. Кроме того, по закону будущий монастырь должен был иметь отдельную церковь, где монахини могли бы молиться отдельно от мирян, а значит, нужно было построить новый храм. Необходимо было также найти средства для содержания сестер. Все эти проблемы не удавалось решить в течение нескольких долгих лет, но Татьяна Андреевна не падала духом и продолжала твердо уповать на Промысел Божий, хотя в то время все складывалось против ее намерений.

В июле 1806 года было вновь получено «одобрение» жителей города Екатеринбурга не только на создание, но уже и на содержание обители. Вскоре решился и вопрос о строительстве церкви во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского (небесного покровителя царствовавшего тогда Императора Александра I). Ее взялись построить на свои средства Екатеринбургские купцы Семен Калашников и Яким Мартынов, а также мещанин Иван Бронников.

В конце 1806 года Татьяна Андреевна Костромина отправилась в Санкт-Петербург, чтобы лично ходатайствовать перед высшими властями об открытии монастыря. До Петербурга Татьяна Андреевна и ее спутница Агафья Котугина добирались два месяца и по прибытии в столицу поселились в доме отставного адмирала Федора Федоровича Ушакова, ныне прославленного в лике святых. Адмирал Ушаков был человеком глубоко верующим, суровым и нетерпимым к нарушителям порядка и дисциплины на флоте, но в то же время милосердным к обездоленным людям. Его дом был открыт для всех нуждавшихся в помощи, для сирых и убогих. Промыслом Божиим стал благодетелем и для Татьяны Андреевны, ее главным помощником в деле устроения общины. Предоставив свой кров двум странницам из Екатеринбурга, Федор Федорович Ушаков помог Татьяне Андреевне составить прошение в Синод, поспособствовал, чтобы она попала на прием к обер-прокурору Святейшего Синода князю А. Н. Голицыну и неоднократно обращался в Синод и к Пермскому епископу Иустину с просьбами ускорить рассмотрение вопросов, связанных с организацией монастыря в городе Екатеринбурге.

Благодаря этому покровительству Татьяна Андреевна удостоилась встречи с влиятельными людьми, проявившими к ней и ее делу сочувствие. Она скоро на приобрела расположение российской знати и первоиерархов, многие из которых навсегда сохранили почтение к уральской подвижнице.