Новости Екатеринбургской митрополии

23 Октября 2014

Екатеринбург, 23 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Миссионерском институте состоялась удивительная лекция, которую провел настоятель Свято-Косьминской пустыни игумен Петр (Мажетов). На этот раз разговор со студентами шел об элите:
- Общество существует, если в нем есть элита. Каким бы жестким, смелым, идейным и т.д. ни был правитель, у него ничего не получится, если в обществе нет элиты, – ему не на кого опереться.

Отец Петр рассказал студентам, что такое элита и ее противоположность – пошлость, к которой приводит падение нравственности:
- В чем заключается современная пошлость? В утилитарности, прагматичности, низменных интересах, меркантильности. Для пошлого человека нет ничего святого. Он циничен. Это человек, который может все продать и все купить. Кого можно назвать элитой? П. А. Столыпина, императора Николая II. Элитой были многие архиереи, патриархи, иеромонахи.

Пошлому человеку легко жить, у него все «с маленькой буквы». И никакой аскезы. Суть же элитарности в том, чтобы уметь жить, чувствовать, говорить «с большой буквы». Сама Церковь, само монашество, само христианство, если они без аскезы, – это тоже жизнь «с маленькой буквы», псевдо христианство.

Игумен призвал студентов быть элитой, призвал жить в аскезе и не отказываться от борьбы со своим «саможалением». Он сравнил такой образ жизни с подвигом и назвал его счастьем. Для Бога каждый человек есть элита. Если человек отказывается от своего пути, это становится несчастьем. И, когда человек боится жить «с большой буквы», он становится пошлым:
- «Жертва Богу – дух сокрушен», а сокрушение духа в течение всей жизни – это страдание, с которым ты соприкасаешься в течение жизни. Разве не жертва Богу, когда человек отнимает у себя время, недосыпает, недоедает и учится? Разве не является жертвой Богу дело, на которое благословляет священник? Разве не жертва Богу - держать посты? А воспитание детей? Когда я мучаюсь, страдаю, вымаливаю у Бога ума, благочестия своим детям. Все это очень тяжело.

Вывод, к которому привел студентов отец Петр, звучит парадоксально: жизнь без страданий – это все равно, что несоленая, пресная пища. Это пища пошлая – в стиле «мак дональдс» – все безвкусное, пакетированное, быстро сделанное, как жизнь без изюминки, без глубины, без тепла и энергии.

Итак, современная жизнь опошлена. Раньше нужно было долго изучать иностранный язык, чтобы перевести текст, а теперь можно сделать это одним кликом в компьютере. Раньше, чтобы быть эрудированным человеком, нужно было много знать, тренировать память. А сейчас в интернете можно найти ответ на любой вопрос. Пошлость современной жизни – это легкие ответы на сложные вопросы. Это то, чего мы должны бояться и чего должны избегать:
- Мир так устроен, что он влечет к облегченности всего, в том числе и … любви. Все умаляется, все облегчается. В том и заключается проблема, что мы должны желать сложности. Мы должны желать серьезности, мы должны желать, как бы это парадоксально ни звучало, трудностей. Надо прежде всего спросить себя: а не слишком ли я легко отвечаю на вопросы? а не слишком ли все для меня предельно понятно? Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Все духовные и жизненные вопросы должны вызывать у нас затруднения. Если я чего-то хотел в жизни чистого, возвышенного, интересного, великого, значит, я не имею права отказываться от этого, иначе я не смогу стать самим собой.

Отец Петр напомнил студентам, что Господь призвал нас всех к христианству, и мы должны, насколько это возможно, остаться христианами, с большой буквы. От этого зависит как наше спасение, так и наша способность оставить после себя элиту.

Не многие могут похвастать благородным воспитанием, ведь все мы «вышли из народа». Но мы можем похвастать нашим будущим, если наши потомки смогут стать элитой, на которой держится общество. В этом и заключается наше призвание.