Новости Екатеринбургской митрополии

19 Сентября 2014

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Рождество Девы Марии – один из самых любимых православными христианами праздников. В этот день мы чтим святейшую из святых, самую чистую и непорочную из всех когда-либо живших на земле. «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн.Песн.4:7).

Пресвятая Богородица произошла (по линии отца) из царского рода Давидова, а по линии матери – из архиерейского рода. Благородное происхождение, рождение от целомудренных родителей, «произрастивших сокровище девства» – все свидетельствует о сверхъестественных дарованиях этой чистейшей и прекраснейшей Женщины.

Она освящена благодатью нашедшего на Нее и осенившего Ее Святого Духа, а потому исключена из числа грешных земнородных. И не только Сама чужда греха, но и грешников отводит от беззаконий, вот почему Церковь славит Ее: «радуйся, скверных изымающая дел».

Церковь величает Деву Марию: «славнейшая серафим» (увенчана честью), «честнейшая херувим» (как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества) и потому, что Ее добродетели проявлялись в течение всей Ее земной жизни: Она проявляла к ближним безграничное милосердие, и потому увенчана в Своей непреходящей славе. Могло ли быть по-другому, если Дева Мария была предназначена стать Матерю Спасителя мира, «палатой Царя Небесного»?

Местом Ее рождения был небольшой город Назарет, хотя совсем рядом находился большой Капернаум. Но жители Капернаума были высокомерны и злосердечны в своей гордыне и потому презираемы Господом. Вот почему по соизволению Бога Пречистая Дева была рождена не в горделивом Капернауме, а в смиренном Назарете, «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

Дева Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по новому образу непорочного рождения не испытал земного повреждения».

В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против непорочного зачатия св. Анной Девы Марии. Как мог быть очищен первородный грех, если не было искупления? Эта великая Тайна. По мнению епископа Александра Милеанта, «благодать Святого Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное».

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.