Новости Екатеринбургской митрополии

20 Декабря 2011

екатеринбург, «информационное агентство екатеринбургской епархии». блаженный патапий, ныне прославляемый, родом из фив египетских, жил в конце vi в. и начале vii. он происходил от родителей-христиан и был воспитан в благочестии. пришедши в совершенный возраст, он оставил мирскую суету, сделался монахом и в пустыне подвизался в непрестанных трудах и молитвах. но скоро его имя прославилось; многие стали посещать его, просить его наставлений; и тогда патапий, видя, что не может жить в уединении и безмолвии, как он того желал, и желая избежать мирской славы, переселился в константинополь. там стал он жить в тесной келии близ влахерны, молясь день и ночь; но слава его не могла укрыться от людей. бог сподобил угодника своего чудотворной силы, и все больные, с верой просившие его помощи, получали исцеление его молитвами.

преподобный скончался в глубокой старости.

преподобный патапий, избегавший земной и внешней славы человеческой и для того оставивший даже родину, учит и нас, братия, избегать земной и внешней славы у людей, в каких бы видах она ни выражалась.

почему же нужно избегать славы человеческой?

потому, во-первых, что трудно человеку переносить славу без вреда для души своей. трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и победившим страсти и святым. хотя дарована им победа над грехом, но не отнята у них изменяемость, не отнята возможность возвратиться ко греху и под иго страстей, что и случалось с некоторыми при недостатке бодрствования над собою, при допущении доверенности к себе, к своему духовному состоянию. преподобный макарий великий повествует, что некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но, будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную.

в четвертом веке жил в египте святой старец, имевший особенный дар чудотворения и, по причине его, громкую славу между человеками. вскоре он заметил, что гордость стала овладевать им, и что он не в состоянии победить ее собственными усилиями. старец прибег к богу с теплейшими молитвами, чтобы попущено ему было для смирения беснование. бог исполнил смиренномудрое прошение раба своего, и попустил сатане войти в него. старец подвергался всем припадкам беснующегося в течение пяти месяцев; принуждены были надеть на него цепи; народ, стекавшийся к нему во множестве, прославлявший его великим святым, оставил его, разгласив, что он лишился рассудка, а старец, избавившись от славы человеческой и от зарождавшейся в нем гордости по поводу этой славы, возблагодарил бога, спасшего его от погибели. спасение совершилось посредством незначительного томления и бесчестия пред плотскими людьми, которые не понимали, что по причине знамений диавол устраивал старцу бедствие, а посредством открытого беснования старец возвращен на безопасный путь дивным милосердием божиим.

потому, во-вторых, внешнюю и земную славу нужно презирать, что внешняя слава сама по себе не имеет никакой цены и не заслуживает быть предметом искания для христианина, который должен стремиться к славе вечной, небесной, духовной. об этом так говорит святитель тихон задонский: «честь и благородие коль за велико почитаются от сынов века сего, и сказать невозможно... но и сей плод извне красен, но внутри – гнил, и при нашедшей напасти и бедах, или при неизбежной для всех кончине, спадает и исчезает, как бы его не было. тогда высокородный от простого и господин от раба ничем не различается. тогда всяк познает пустое имя и титул, подобный меху надутому, но – праздному. а что с душой делается, которая в благородном теле жила, над людьми господствовала, но сама страстям работала, людей обличала и судила, но сама совестью и законом обличается?.. что с нею?.. знаем, что бог лица человеча не приемлет, что всяк приимет, яже с телом содела, или блага или зла. паче же в слове его читаем, что суд жесточайший преимущим бывает (прем. 6, 5-8). честь убо и благородие мира сего без христианского истинного благородия большему суду и осуждению подлежат»... «я здесь не лица благородные осуждаю, не буди то, – говорит тот же святитель, – но честолюбие и славолюбие, которое с истинным христианским благородием и верой поместиться не может, по слову христову (ин. 5, 44). и признаю, что языческое дело – за суетною славою гоняться, – языческое, которые того только и ищут, что чувствам их подлежит. христианам стыдно в сем подражать язычникам, – христианам, которых сердца к иному, несравненно лучшему, благородию вера возводить должна»...

поэтому, братия мои возлюбленные, отвергнув наружную и суетную славу, будем заботиться о приобретении внутренней, духовной. один великий проповедник нашей церкви, филарет, митрополит московский, так говорит об этой внутренней славе:

«скажи украшенной храмине: ты не чертог небесного жениха. чертог его – непорочное сердце. он вселяется верою в сердца (еф. 3, 17).

скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится быть одеянием брачным (мф. 22, 12), в котором входят на царский брак и без которого извергаются во тьму кромешную. сего одеяния не выткут в стане, и не принесут из чужой земли: оно частью подается свыше, частью вырабатывается собственными подвигами каждого, по реченному: облецытеся господом нашим иисусом христом (рим. 13, 14); облецытеся во утробы щедрот благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение (кол. 3, 12).

скажи роскошному пиру: не сюда прийдет небесный гость, хотя он и обещал внити и вечеряти со всяким, кто ему отверзет двери (откр. 3, 20). у него иная пища: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст божиих (мф. 4, 4). ему надлежит отверзти двери сердца; отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова его: аще кто любит мя, слово мое соблюдет, и отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (ин. 14, 23).

скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: «удалитесь, лисы, губящия винограды (фес. 2, 15); мы хотим сохранить господу винограда никем не тронутый плод».

с помощью указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, да даст вам, братия, отец небесный, по богатству славы своея, силою утвердитися духом его во внутреннем человеце (еф. 3, 16), да, имея славу внутри, достойны явимся славы вечной. аминь.

© при использовании информации ссылка на сми
«информационное агентство екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации иа №11-1492 от 29.05.2003) обязательна.