Новости Екатеринбургской митрополии

10 Июля 2011

Говорится же в рассказах старцев, в произведениях древнерусской литературы XVI века "в древние времена посланы были Иисусом Христом Богом нашим на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати - Андрей, брат Петров, - среди народа и в преименитом Великом Новгороде, слово Божие проповедовал".

И проплывая Невским (Ладожским) озером, обратив взор к северу на Карельские земли, сказал "Как новые хананеи, безбожные народы волхвов живут там, но в будущем два светила просветятся среди них".

Эти слова прорек апостол Христов о пречистых и великих обителях Валааме и Коневце.

И вот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним другой славный священный инок премудрый Сергий с прочими своими спутниками к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят и здесь полагают начало водружают Царское знамение - животворящий Крест и поставляют церковь во имя преславного Боголепного святого Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа.

Вышеименованный зачинатель старец Ефрем с места того уходит, чтобы по Божьей воле на Ильмене Перековскую обитель создать и многие годы прожив там, к Господу отошел.

"Вышеназванный же Сергий место для монастыря по воле Божией избрал на острове Валаам и собирает духовное во Христе братство. И так, с помощью Христовой, братия стала многочисленной и обладала неоскудевающим обильным множеством всего потребного..."

Но дьявол начал изгонять его с острова принуждением и бесчестием, и преподобный Сергий приходит в преименитый Великий Новгород в монастырь святого великого Богослова и Евангелиста Иоанна, безмолвно заканчивает свою многолетнюю и многотрудную жизнь.

Игуменом в Валаамском монастыре стал приснопамятный Герман. И отошел от жизни сей к Богу в многолет них сединах, при своей пастве в созданном им монастыре, тут же и погребен был. Более 40 лет находился здесь в церкви преподобный Герман, покуда не принесли мощи святого Сергия из Великого Новгорода. И тогда обоих вместе положили за алтарь большой церкви около святого жертвенника, где и до сих пор всеми видима их святая чудотворная рака.

(Церковь совершает их память 11 июля. В Новгородской Софийской библиотеке находится записка в следующих словах "В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий". По другой записке значится, что "к этому основателю Валаамской обители пришел в сожительство преподобный Герман в 1393 году". Посему и можно положить основание Валаамского монастыря в XIV веке.

В XII XIII, XIV столетиях были постоянные войны русских со шведами из-за обладания Карелией, а значит и островом Валаам.

XV век, мирный для Карелии, на Валааме "был дивный сонм" святых светил монашества в "каком цветущем состоянии была тогда здесь подвижническая жизнь! Имения монастырские льготными грамотами освобождены были от разных пошлин и повинностей..."

В XVI веке между русскими и шведами опять была война. Страшная рука опустошения достигла и Валаама. В 1578 году 20 февраля шведы напали на монастырь, от меча скончалось 18 старцев и 16 послушников. Вскоре и самою обитель сожгло пламя войны. 18 мая 1595 года между Швецией и Россией был заключен мир. Великий князь Федор Иоаннович обратил свои взоры на Валаамский монастырь: царскою казною повелел он возобновить Валаамскую обитель, предоставив в ее владение прежние вотчины.

Но в 1611 году шведские войска напали на Валаамский монастырь, предали здесь все огню и мечу. А в 1617 году шведам по договору была уступлена Карелия и остров Валаам остался в руках шведов.

"Целое столетие продолжалась печальная ночь запустения Валаама".

Только по итогам Северной войны во власти Петра Великого очутилась Карелия и часть Финляндии. И в 1715 году неожиданно последовало "Высочайшее повеление о восстановлении монастыря на горах Валаамских".

"Медленно восставал Валаамский монастырь из глубокого векового мрака"... С вступлением о Назария на святые горы Валаама полились радостные утренние лучи. Даже из Афонских монастырей приходили посмотреть на Валаамскую обитель!.. "Утешаемые лучами утра валаамского, благочестивые государи своими щедрыми милостями споспешествовали процветанию Валаама". К середине XIX столетия Валаамский монастырь представлял величественную картину, поражая взор и душу посетивших. "На обширном темени огромной гранитной скалы, на левой стороне живописного Монастырского залива расстилаются белокаменные здания Валаамского монастыря, высоко подъемля к небесам многие серебристые, осененные золотыми крестами купола своих храмов... Соборный храм во имя Преображения Господня - пятиглавый с колокольней, стены расписаны живописью... Пятиярусный иконостас с резьбой позолочен. Иконы нижнего яруса покрывают серебряные ризы... В окрестностях монастыря рассеяно четырнадцать часовен, украшенных иконостасами... На островах монастырских воздвигнуто шесть скитов... Труд и молитва составляют жизнь обитателей Валаама. Молитве посвящают братья в монастыре и начало и конец каждого дня; в скитах совершается неустанное чтение Псалтири. И в пустынях совершается полная служба по уставу".

Монастырь тогда играл крупную роль в духовной жизни народа через паломничество, через личное общение с отдельными монахами, старцами, духовниками... Валаам как магнит притягивал к себе однородных по духу.

Среди посетивших Валаам был император Александр I. Это было в августе 1819 года Игумену Иннокентию сообщили, что император прибудет как обыкновенный путешественник, не желает по этому случаю никаких торжеств и пышных встреч.

В два часа ночи он был у дверей собора, отстоял утреню, раннюю обедню, пешком ходил по пустынькам в лесу. Задержался в пустынной келии схимонаха Николая, в которую прежде чем войти, согнулся вдвое, сидел в келье на деревянном табурете у столика и спрашивал о духовной и аскетической жизни, съел предложенную репку...

На другой день после утренней литургии в соборе монастыря монахи вынесли Евангелие, государь стал на колени, Иннокентий положил ему на голову руку и держа сверху Евангелие, произнес слова писания, за которым прибыл сюда в бурную ночь Александр Благословенный "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим".

Зато провожали "путешественника по-царски звонили во все колокола. Клиросные шли к пристани впереди и пели духовные песнопения...

"Путешественник" больше не бывал на Валааме. Известная легенда говорит, что он вскоре ушел в заволжские леса под именем старца Федора Кузьмича.

История Валаама продолжается, открывая новую страницу своей Богоугодной летописи.

Владислав Зорин