Новости Екатеринбургской митрополии

14 Февраля 2019

Екатеринбург, 14 февраля, «Православная газета». В феврале в воскресной школе храма во имя святителя Стефана Великопермского города Екатеринбурга провели урок, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. Школьники встретились с постоянной прихожанкой храма В.А. Ромашевской, пережившей блокаду в далеком детстве. Воспоминания о том страшном и героическом времени Валентина Александровна постаралась передать детям как можно подробнее. Женщина рассказала о том, что ежедневные бомбежки города начались с 8 сентября 1941 года. Особенно тяжело было по ночам: измученные многочасовой работой и дневными налетами люди хотели спать, но фашисты любили ночные бомбардировки и продолжали бомбить. Валентина Александровна помнит: в бомбоубежище было так тесно, что многие стояли. Присесть удавалось редким счастливчикам, поэтому спали тоже стоя. По утрам родители Валентины Александровны уходили на работу, потом на завод пошли и старшие братья. Девочек (в том числе маленькую Валю) оставляли с соседкой – почти ровесницей. На улицу дети не выходили - это было очень опасно.

Другим испытанием был голод. Поскольку в самом начале бомбардировок продовольственные склады были разгромлены, ели только хлеб: работающим давали пайку в 250 граммов, всем остальным – по 125. За водой из-за разрушенных коммуникаций ходили на Неву. «Порой человек наклонялся, чтобы зачерпнуть воды, а разогнуться сил уже не было, – вспоминает Валентина Александровна, - так и умирал». Она рассказала школьникам и о том, что на Пискаревском кладбище ленинградцев хоронили в вырытые глубокие траншеи: «Людей привозили завернутыми в простыню и бросали в ров, кто как упадет. За каждого покойника надо было отдать 100 граммов хлеба». Но город не сдавался: работали предприятия, ходили трамваи.

Помнит блокадница и о том, что еще одним бедствием для Ленинграда стали крысы, расплодившиеся в антисанитарных условиях в немыслимых количествах. Крысы были везде: дома, на улицах, на заводах. Порой крысы перекрывали трамвайные пути, и транспорту приходилось останавливаться. На помощь Ленинграду сначала из Ярославля, а потом из Новосибирска пришли вагоны с кошками. Люди шли к эшелону и покупали их, каждый стоил 500 рублей. Валентина Александровна уверяет: в семьях кошки были всеобщими любимцами.

Когда через Ладогу открылась эвакуация, Валю с сестрами и мамой эвакуировали. К этому времени ее отец и братья умерли. В эвакуации работы для мамы не нашлось, и они приехали в Свердловск. Здесь мама устроилась работать на бетонный завод, потом перешла работать воспитателем в детский сад. А 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Радости не было конца! Валентина Александровна зачитала школьникам слова Президента США Рузвельта о подвиге жителей и защитников осажденного Ленинграда: «Защита города стала символом неустрашимого духа народов Советского Союза и всех стран, противостоящих агрессорам». А когда ее спросили: «Как было с верой в осажденном Ленинграде?», Валентина Александровна ответила, что «молились все». Теперь веру стали проявлять открыто: крестили новорожденных детей, открывали храмы, совершали богослужения. И именно в это время открыли Исаакиевский и Казанский соборы.