Новости Екатеринбургской митрополии

13 Мая 2011

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии, жил за 6 веков до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его приемниках. К пророческому служению Иеремия был призван Господом на 15 году жизни: “… и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать” (Иер. 1, 9-10). С того времени 23 года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев в отступлении от истинного Бога и поклонении идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города или у входа в храм – всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить. Изображая предстоящее иудеям вавилонское рабство, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания Иеремии, иудейские старейшины бросили его в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По ходатайству богобоязненного царедворца Авдемелеха, пророк был освобожден, но не переставал пророчествовать, за что был снова посажен в темницу. При царе Седекии его пророчество сбылось: пришел с войсками Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор позволил пророку жить, где пожелает. Иеремия остался на развалинах Иерусалима, оплакивая бедствия своего отечества.

Среди оставшихся на родине иудеев вскоре возникли распри: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь вавилонского гнева, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия предсказал, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались и увезли пророка с собой насильно в Египет. Там Иеремия прожил 4 года и был почитаем египтянами, так как умертвил своей молитвой крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что вавилонский царь опустошит землю египетскую и уничтожит иудеев, поселившихся в ней, соплеменники убили пророка. В этом же году предсказание сбылось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка в г. Александрию.

Жизнеописание пророка Иеремии дает нам повод поразмыслить о том, почему каждый пророк, вместо чести, которой он достоин, терпит в земной жизни бесчестие, которого не заслуживает? Очевидно то, что пророк стоит выше своих соплеменников, ясно видит их заблуждения, пороки и нечестие, а видя их, обличает, требуя покаяния и исправления. Зависть и гордыня окружающих рождают сначала досаду на обличителя, а затем и месть ему. “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15, 19) – так говорит Спаситель Своим ученикам.

На чем же основывает мир свои нападки на каждого пророка своего отечества? На мнимом знании его. “Мы знаем, - говорят они, - этого человека с детства, знаем его отца и мать, знаем весь род его. Ничего необыкновенного нельзя от него ожидать”. Но, зная родословие своего соплеменника, знают ли они его отношение к Богу? Быть может, в то самое время, как бесчестят пророка, он молится дома о своих согражданах; в то время, как предаются пиршествам и забавам, он постом и молитвой умилостивляет за них Бога. Быть может мир, преследовавший бесчестьем пророков, давно бы превратился в хаос от нечестия своего, если бы эти угодники Божии не поддержали бы его своим благочестием. Соотечественники и современники святых пророков Божиих гнали и уничижали их. Мы же воздадим честь и хвалу этим великим мужам, как проповедникам истины, как обличителям нечестия, и не только словами восхвалим их труды и подвиги, но и самой жизнью осуществим их святые наставления, доносящиеся до нас из глубины веков.