Новости Екатеринбургской митрополии

7 Марта 2011

Священномученик Поликарп был учеником святого апостола Иоанна Богослова, который и рукоположил его во епископа Смирнского. Когда началось гонение на христиан, язычники потребовали смерти Поликарпа. Собралась толпа, которая вопила: "Сжечь его живым!". Все начали собирать дрова и хворост по окрестным баням и лавкам; в один миг костер был готов.

Священномученик сам снял с себя верхнюю одежду. Его хотели приковать железными цепями, но он сказал: "Это не нужно. Тот, Кто дал мне волю страдать за Него, даст и силу оставаться неподвижным на костре". Старец сам вошел в огонь, но тут случилось чудо: пламя окружило святого, сходясь над ним, как свод, и он оставался невредим. Тогда мученика пронзили длинным копьем, и из раны истекло столько крови, что костер погас. Все это изумило язычников.

Иудеи, участвовавшие в казни, поняли, что христиане захотят взять тело святого Поликарпа, и упросили проконсула сжечь его. Но христиане собрали кости и хранили их как святыню, а в день мученической смерти священномученика торжественно совершали его память.

Древние христиане подают нам пример чествовать жизнь и смерть святых угодников Божиих. А святая Церковь заповедует не только чествовать святых, но и свои молитвы к Богу подкреплять молитвой об их ходатайственном предстательстве за нас.

"Христос, истинный Бог наш, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых Своих, да помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец" - так заканчиваются все ежедневные церковные молитвословия. Вера Православной Церкви в молитвенное ходатайство святых основывается на слове Божием. Святому Иоанну Богослову было показано в откровении, как ангел предстоял пред Богом с золотой кадильницей "и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр. 8, 3-4).

И вера Церкви в небесную помощь святых всегда оправдывается самыми очевидными и поразительными знамениями. Дееписания церковные сохранили бесчисленные примеры того, что святые, и по своем отшествии не прекращают духовного общения с оставшимися на земле, но слышат их молитвы и своим ходатайством пред Богом помогают в их нуждах.

Например, в житии преподобного Вассиана рассказывается следующий случай. В город Равенну, где жил угодник Божий, пришло повеление от царя казнить одного чиновника по имени Вифимния, невинно оклеветанного. Когда его привели на место казни, Вифимний вспомнил святого Вассиана и стал молиться: "Угодниче Божий! Благодатью, данной тебе от Бога, будь мне ныне помощником". И что же? Как только палач поднял секиру над головой несчастного, она выпала у него из рук. Так повторилось три раза. Градоначальник решил, что палач намеренно срывает казнь и призвал другого. Но и у этого палача секира троекратно вырывалась из рук. Тогда присутствовавший народ увидел в этом невидимое божественное покровительство осужденному и стал требовать его освобождения.

О случившемся донесли царю, и тот приказал учинить строгое следствие, в ходе которого выяснилось, что Вифимний невиновен. Царь освободил его и вернул все его чины и достоинства. Вифимний же всенародно прославил угодника Божия Вассиана, молитвами которого был избавлен от смерти.

А в житии преподобного Петра Афонского повествуется, что он, будучи в миру воеводой, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. Там он усердно молился святителю Николаю, которого почитал своим особенным покровителем. Святитель явился узнику в сонном видении и сказал, что Бог не хочет скорого разрешения его от уз, поскольку он тяжко согрешил, не исполнив данного Богу обета. Петр вспомнил, что он, действительно, некогда дал обет принять иночество, но, увлеченный мирской суетой и почестями воинского звания, забыл про свое обещание Богу.

Твердо решив исполнить обет как только освободится из плена, Петр стал еще пламеннее молить святителя Николая о помощи. Тот опять явился ему и открыл, чтобы он особенно молился святому Симеону Богоприимцу, который, вместе с Пресвятой Богородицей и святым Иоанном Предтечей, находится ближе всех к престолу Господню и имеет великое дерзновение пред Богом. Пламенная молитва узника привлекла к нему благоволение Божие по ходатайству этих небесных предстателей, и вскоре Петр, уже не во сне, а наяву, увидел представших перед ним святителя Николая и святого Симеона Богоприимца, которые и вывели его не только из темницы, но и из неприятельской земли.

Как видим, небесные ходатаи всегда готовы помочь людям, всегда готовы утешить в скорбных обстоятельствах земной жизни. Как тяжкие грешники, мы бы не смели и очей поднять к престолу Божьему, если бы не ободряла нас вера в заступничество святых, которые приближены к Богу и имеют великое дерзновение перед Ним. И в то же время они могут вполне сострадать немощам нашим, будучи в земной жизни подобными нам людьми, испытавшими на себе всю тяготу борьбы с грехом.

Не будем же охладевать в наших молитвах угодникам Божиим, особенно тем, имена которых носим и которым посвящены наши приходские храмы. "Много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5,16).