Новости Екатеринбургской митрополии

12 Ноября 2015

Екатеринбург, 12 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Приходские катехизаторы Екатеринбурга встретились в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии для обсуждения темы «Проблемы современной катехизации». Мероприятие прошло в рамках регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность».

В рамках заявленной темы состоялось несколько дискуссий. Первая развернулась вокруг вопроса «понятны ли современным людям образы и бытовые реалии Священного Писания, не следует ли в катехизаторских беседах адаптировать их к современности?». Опираясь на собственный опыт, участники высказали самые разные мнения. Сторонники адаптации привели в качестве примера проповедь миссионеров среди народов Севера, где слова о хлебе заменялись более понятным для северян образом рыбы. Противники говорили о необходимости сохранения элементов старинной культуры, которые следует просто дополнительно разъяснять слушателям.

Ведущий семинара руководитель сектора катехизации ОРОиК Екатеринбургской епархии Алексей Пиличев обратил внимание аудитории на то, что различные бытовые образы Евангелия рассказывают вовсе не о быте, а о вероучительных, моральных, нравственных основах христианства. Эти образы не затемняются бытовыми зарисовками, но могут быть изложены и не в Евангельских терминах.

Далее участники обсудили вопросы границ использования психологических знаний и методов в катехизаторской работе и пришли к выводу: психологические знания возникли как результат научных исследований проблем человека и поиска путей их решения. Эти знания есть результат научных исследований XX века, и их использование ничем не умаляет святоотеческое наследие православия. В приходской работе вполне можно совмещать православные знания об основах духовной жизни и методы психологической помощи людям.

Однако ведущий семинара обратил внимание аудитории на различия между практической психологией (в том числе и методов психотерапии), психологией теоретической и псевдопсихологии (различных спекуляций, полуоккультных учений и откровенно манипулятивных техник). Алексей Валерьевич заметил, что методы прикладной психологии вполне можно использовать в практике катехизаторской деятельности. К теориям личности нужно подходить с большой осторожностью, а третью группу необходимо просто отвергать.

Далее обсудили гендерные вопросы в работе катехизатора. Участники поделились опытом взаимодействия в чисто женских, чисто мужских и смешанных группах, обсудили их особенности и методы работы с каждой.

Вторую часть работы секции посвятили обсуждению педагогического потенциала Евангельских притч. Участники обменялись опытом использования притчевых форм в катехизаторской работе. Ведущий выдал методические материалы, рассказал о своем многолетнем исследовании корпуса Евангельских притч и отметил, что данная тема станет предметом обсуждения нескольких ближайших семинаров предаттестационной подготовки епархиальных катехизаторов.