Новости Екатеринбургской митрополии

8 Июня 2015

Екатеринбург, 8 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». На Патриаршем подворье (возле Храма-на-Крови) продолжает работу выставка члена Союза художников России Сергея Насташенко «Православной веры свет».

С большим воодушевлением художник работает на пленэре в различных местах родного Сухоложья (г. Сухой Лог находится в 120 км от Екатеринбурга), ему одинаково интересны панорамные и камерные уголки малой родины. В поле зрения Сергея Насташенко попадают и православные храмы. В экспозицию вошли картины о Богоявленской церкви в Сухом Логе («Отражения», «Весенний свет», «Храм Святого Богоявления», «Гортоп. Вечер»), Свято-Троицком храме села Курьи («Серебристый день», «Яблоки»), церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянском («Лиловая весна»).

Все эти сухоложские храмы действующие, и у каждого непростая, драматическая судьба. Так, Богоявленская церковь, построенная и освященная в 1865 году, была закрыта в 1936 г. Купол и колокольню снесли, а сам храм переоборудовали в клуб. Позднее там работала библиотека, потом – лыжная база, и только в 1999 году церковь возвратили приходу. После проведения с 2000 года восстановительных работ здесь вновь засветились купола, а с отстроенной колокольни, как сто лет назад, разливается колокольный звон над рекой Пышмой. Храм постепенно приобретает свой исторический облик.

Внимание Сергея Насташенко привлекла и Свято-Троицкая церковь в селе Курьи. На картине «Серебристый день» она еще полуразрушена: лишь в конце 90-х храм, возведенный в XIX веке, возвратили приходу. Регулярные богослужения в нем возобновились с 2004 г. На картине «Яблоки» Троицкий храм предстает перед посетителями стройным и величавым, под сенью наливных яблок. Фантазии и чаяния художника порой обретают реальные формы. Так случилось с храмом в селе Курьи: силами прихожан и благотворителей из Екатеринбурга он постепенно преображается, масштабно обновляясь как снаружи, так и изнутри.

Помимо пейзажей с сухоложскими храмами в экспозиции представлены и монументальные полотна Сергея Насташенко - «Вдохновение» и триптих «Созерцание. Воплощение. Явление», отражающие размышления о предназначении художника, творческих исканиях. Герой картины «Вдохновение» - иконописец - еще не создал, но уже увидел свой будущий шедевр – «Троицу». Бережно держит он подготовленную для иконы золотистую доску – истинное сокровище художника. Облачившись в чистое и внутренне собравшись, иконописец готов приступить к работе.

Триптих «Созерцание. Воплощение. Явление» рассказывает о природе художественного творчества, об этапах становления Художника. Кандидат филологических наук Ольга Смирнова так описывает увиденное: «Каждая часть этого монументального полотна посвящена определенному этапу творчества. Начало пути созерцательное: Художник напитывается красотами, звуками и благоуханием внешнего мира. Полный замыслов, он странствует по свету, ищет себя и мечтает создать шедевр, сопоставимый с «Троицей» Андрея Рублева. В зрелые годы Художник воплощает замыслы. Работа над картиной – это титанический труд, который требует умственного, душевного и физического напряжения и полной самоотдачи. Творческий процесс продолжается и днем, и ночью. Творение Художника – «Троицу» - мы видим на центральной части триптиха. Утренний луч солнца проник в окно и осветил фрагмент картины. В тени на лавке остались огарки свечей – свидетели мук и радостей Художника, его падений и взлетов».