Новости Екатеринбургской митрополии

16 Февраля 2015

Екатеринбург, 16 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Свято-Троицком соборе Каменска-Уральского продолжает работу выставка, посвященная памяти жителей и священнослужителей Среднего Урала, пострадавших за веру. Она называется «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке» и пробудет в Свято-Троицком соборе до 8 марта.

Экспозиция рассказывает о людях, сохранивших во времена безбожия (с 1917 г. и примерно до середины 1940-х гг.) верность Богу и своим духовным убеждениям. Кратчайшим путем на Голгофу называют теперь епископское служение в то время: к 1938 году на Урале не осталось ни одного епископа - они первыми попали под репрессии как «организаторы контрреволюционных элементов».

Епископ Андроник (Никольский), например, был очень образованным человеком, состоял членом Японской духовной миссии, знал японский язык. С 1914 - епископ Пермский и Соликамский, с 1915 г. - архиепископ. К приходу большевиков владыка отнесся крайне негативно - за всеми церковными службами обличал новоявленную советскую власть за алчность, бесстыдный обман народа, беззаконие и нравственную гибель.

В мае 1918 года, понимая все трагические для себя последствия, он организовал общегородской крестный ход – чтобы заставить советскую власть считаться с народом. В шествии приняли участие тысячи людей. Архиепископа арестовали, а после отказа отречься от своего распоряжения предложили выкопать яму и лечь в нее. Забросав о. Андроника землей, несколько раз выстрелили в него и прокололи штыками.

Священник Иоанн Шишов, образованный человек, просветитель, катехизатор, собирал народ и проводил духовные встречи, был любим паствой. Родился в селе Пирогово, служил в Покровской церкви Колчеданской женской общины. С 1900 года переведен на первую священническую вакансию к Георгиевской церкви села Мироновское Верхотурского уезда. Во время мобилизации в Красную армию на Урале (в 1918 г.) большинство мужчин, недавно вернувшись с фронтов первой мировой войны, отказывались снова воевать. Уклонистов только в селе Мироново и окрестных селах и деревнях насчитывалось до двух тысяч. В организации протеста красные обвинили нескольких священников, которые вскоре приняли мученическую смерть. Отца Иоанна Шишова расстреляли на глазах у сына.

В 1922 году советская власть проводит кампанию по изъятию церковных ценностей. Ей предшествует неурожай 1921 года и последовавший голод. Церковь первой откликается на беду и собирает деньги в фонд голодающих. Но государство отвечает Декретом ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Согласно этому документу изымают не только почитаемые иконы, но и священные сосуды, к которым, по церковным канонам, могут прикасаться только священнослужители. В связи с «противостоянием закону» вновь начинается волна арестов и расстрелов.

Священник Михаил Суханов активно противостоял обстоятельствам. Когда его отец (тоже священник) Федор Суханов был расстрелян, мать с семью младшими сыновьями приехала к Михаилу. Он всех принял и обо всех заботился, но потом понял, что, оставаясь в семье, навлекает на нее гнев советской власти. Переехал под Копейск, где, скитаясь по домам, тайно совершал службы. НКВД охотилось за священником, но он всегда уходил – помогали люди и то, что он нигде не задерживался более чем на 24 часа. Умер на свободе в начале 1950-х гг.

Одним из «подпольных» священнослужителей был священник Михаил Мягков. После закрытия храма в Челябинской области он переехал Верх-Нейвинск и устроился рабочим на завод. Работал слесарем, каменщиком. А после закрытия в 1940 году последнего действующего храма в Верх-Нейвинске, отец Михаил объединился с монахинями бывшего Введенского женского монастыря и начал совершать богослужения у себя дома при закрытых ставнях. Продолжая работать на заводе, он тайно крестил детей, освящал дома, служил панихиды. Умер своей смертью в 1953 году.

Разрушительных для Церкви кампаний было несколько: колокольная (когда колокола снимали для литья монет); массовое разорение святых мощей. После недолгого затишья в 1929-30 гг. началась кампания по разрушению храмов и новая волна гонений. Обо всем этом рассказывает выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке». Групповые экскурсии будут организованы по заявкам. Посещение выставки бесплатное.

На время выставки ее организаторы с благодарностью примут в качестве новых экспонатов фотографии, старые рукописные молитвословы, самодельные иконы и другие живые свидетельства веры, сохранившиеся с времен официального советского безбожия. Эти предметы по окончании выставки будут возвращены своим владельцам.

Адрес Свято-Троцкого собора: г. Каменск-Уральский. ул. Ленина, 126. Тел.: 8(3439)34-17-75.