Новости Екатеринбургской митрополии

30 Декабря 2014

Екатеринбург, 30 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». История про Мальчиша–Кибальчиша - бестселлер малышей 60-70-х. Детский, наивный задор будят эти строки в душе многих 40-летних «мальчишек». Почти в каждом из нас живет и не сдается вечно юный и беспокойный Кибальчиш. Но современное общество заставляет нас поверить в свою взрослую ограниченность. И не только пошлостью жизни - плющат нашего брата по полной программе болезни, кредиты, работы, заботы... Что ж, такова жизнь. Однако речь о другом.

Где заканчивается молодость и начинается старость? Неужели ветхость тела обязательно должна быть прошита в моей вечно юной душе реальным временем? Но если посмотреть внимательнее, можно увидеть и обратное: не стареет ли добровольно человек сначала духом? А тело... тело уж потом подтягивается.

Основа человеческой жизни - свобода духа. Ею мы дорожим больше всего. Именно свободой дышит молодость - свободой мыслей, желаний, чувств. Но не отказываемся ли мы от нее добровольно, когда впадаем в озлобленность? Когда начинаем страдать ненавистью к соседям, конкурентам, властям? Когда нас охватывает мучительный зуд чувства обделенности? Нам все время кто-то мешает! В школе, в институте, на работе, в быту, даже в любви мы ищем порой виноватых!

Навязчивое состояние неудовлетворенности от лишения материальных и не материальных благ именуется на языке психиатрии депривацией. Синдром депривации может развить болезненнное нежелание (неспособность) вообще к какой-либо деятельности, т.е. привести к дереализации индивидуума, которая проявляется в том, что окружающий мир воспринимается человеком как нереальный, лишенный своих красок. Иными словами, патология под названием «усталость от жизни» наступает в момент, когда ответственность за мое счастье я добровольно отдаю другим.

Постоянная обида на «всех и вся» превращает нас в инертную биомассу, которой удобно управлять. Но вспомним так называемую «арабскую весну»: оперируя примитивными животными инстинктами возмущенной толпы, кому-то удалось посеять хаос на многие годы вперед в масштабах целого континента!

Если ты неустанно спрягаешь: он виноват; она виновата; оно виновато; они виноваты, то, как в песне поется, - в жизни ты был ни при чем и за жизнь никак не в ответе. Именно это на руку тем, кто не прочь попользоваться твоими благами и с удовольствием взять на себя «твою вину», т.е. инициативу твоей жизни.

Но истина проста: в доме (читай: в жизни) виноват только один человек - хозяин дома. Он за все в ответе, как глава дома, - за себя и своих домочадцев. Насколько спрашивает с себя человек, настолько и будет владеть своею волей, своей жизнью, своей свободой, наконец. Так КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН? Ты? Или...

Спрашивать с себя - не значит себя винить-гнобить. Принцип жизни известен и прост: твердо знать и верить, что твое счастье в твоих руках. Автор романа «Портрет Дориана Грея» писатель Оскар Уальд как-то заметил: «До 30-ти человек пользуется тем, что дала ему природа, после - тем, что он заслужил». Так кто виновник твоих будней и праздников? Всеобщее брюзжание о вездесущей, тотальной, почти мистической несправедливости превращает наше общество в один большой дом для престарелых, где невозможно жить молодым. Может, здесь и есть корень извечной проблемы «отцов и детей»?

Не от нас ли, стариков, бегут наши дети кто куда? В виртуальный мир, в разгул ночных клубов, а кто и просто - с балкона? Вспоминается крылатая фраза: у свободного все свободны, у раба все рабы. Так кто мы, если от нас бегут еще свободные наши дети?

Как хочется жить и умирать (по И.С. Ильину) за общество подлинно свободных (духом) граждан, а не рабов, встречать людей ярких, цветущих молодостью и задором. О том, что этим «красавцам» за 50-60, как правило, узнаешь только заглянув в паспорт.

Пусть эта ностальгия по юности покажется кому-то наивной. Знаю: возвратить себя в юность невозможно, но успеть ВОЗРОДИТЬ юность в себе - наш жизненный долг.

Или я не прав?