Новости Донской митрополии

В Центре семьи и молодежи Таганрога состоялась лекция протоиерея Алексия Лысикова о канонизации святых

30 Марта 2018

Благочинный приходов Таганрогского округа, председатель Комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков встретился с таганрожцами в рамках лектория «Школа православного вероучения».

Он рассказал об истории почитания святых Церковью: «Еще в Ветхом Завете была традиция преклонения перед праведниками. „Бог Авраама, Исаака и Иакова“, — так обращался израильский народ к Создателю. Мы узнаем о воскресении умершего человека, тело которого хоронившие бросили в гробницу к пророку Елисею, спасаясь от неприятелей бегством. И покойник воскрес, прикоснувшись к мощам святого. В Новом Завете мы можем вспомнить священномученика архидиакона Стефана, которого стали сразу почитать первые христиане. Ранние христиане устанавливали престолы на гробницах мучеников, поэтому и сейчас в каждом антиминсе зашита частица мощей. Почти все апостолы и жены-мироносицы стали мучениками, и их почитание началось сразу после их смерти.

Только к 4-5 векам сформировалась некая система канонизации святых. Тогда Римская Церковь, опираясь на акты допросов мучеников, канонизировала множество святых. В Восточной Церкви канонизация происходила простым свидетельством перед епископом о почитании святого и чудесах, которые происходили от его мощей».

На вопрос, какой же критерии Русская Православная Церковь сейчас выдвигает на первый план при канонизации святых, священник ответил так: «Если говорить о новомучениках и исповедниках, то здесь достаточно доказательства того, что человек умер за Христа, не отрекся от веры. В случае с праведниками, например, с праведным Павлом Таганрогским, главным критерием являются вовсе не чудеса, совершаемые по его молитвам, а непрерывное почитание святого».

— После смерти старца Павла общину возглавила старица Мария Величко, она продолжала его подвиги, сохраняла молитвенную память о нем. В 1927-м году начались гонения на общину, старицу и ее помощников арестовали и выслали, часовню снесли, а могилу старца не просто сравняли с землей, а начали подзахоранивать в нее невостребованные тела, стремясь осквернить святое место. Однако все это не прекратило почитание старца Павла, чудеса и помощь святого продолжались, несмотря на гонения. И именно это стало неоспоримым аргументом для его канонизации, — продолжил протоиерей Алексий.

В конце лектория слушатели узнали о деятельности Комиссии по канонизации святых Донской митрополии и тех священномучениках, над прославлением которых ведется работа в настоящее время:

- Иерей Константин Верецкий, когда солдаты ворвались в дом и приказали идти ему вместе с ними, встал и сказал: «Вот, пришли мои убийцы, помолимся», благословил свою семью и в сопровождении солдат вышел из дома. Его повели к окраине города. Пропустив отца Константина вперед, революционные бойцы дали залп и оставили его лежать на улице. Подобно мученикам Первохристианской Церкви, он сознательно принял свой мученический венец. Священник пострадал за свои пламенные проповеди, в которых он призывал ко Христу и обличал богоотступников.

Иерей Илия Попов имел большой авторитет среди верующих и пользовался уважением в селе, где служил. Когда в селе были закрыты храмы, отец Илия продолжал исполнять свой пастырский долг, продолжая окормлять свою пасту. В 1936 году он организовал крестный ход к администрации, требуя открыть храм в селе. Пастырское служение отца Илии не прошло мимо властей, и в 1937 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Он никогда не призывал к свержению существующей власти и к противодействию ей, а исполнял свой прямой пастырский долг. Был расстрелян в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Александр Попов был арестован и приговорен к заключению в Соловецкий лагерь сроком на 5 лет. О его пребывании в ссылке мы узнаем из сохранившихся у его родных писем, которые он отправлял детям и внукам: «В горе мы лучше чувствуем близость Бога и находим в Нём отраду. И то надо помнить, что без воли Божией не упадёт ни один волос».

Власти предложили ему после срока заключения вернуться домой к детям с одним условием: оставить священнический сан. Он не согласился отречься, остался в ссылке, от холода и истощения заболел и умер. Последний приют ему дали люди, у которых уже к тому времени жило восемь человек ссыльных.

«Мы видим огромный пласт христианского подвига, который нами не изучен и который нам придется по крупицам собирать. Важно не просто записать в календаре имена этих священников, а засвидетельствовать, как они жили, умирали, как они веровали. И те миряне, которые жили рядом со священниками, тоже совершали подвиги, деля с ними их трудности. У Церкви еще много угодников, которые неизвестны, именно поэтому мы празднуем память Новомучеников и исповедников российских и Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Они все молятся за нас», — подвел итог благочинный.