Новости Донской митрополии

В Москве прошла конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и конфессиональный аспекты»

Источник информации: Донская митрополия
14 Февраля 2018

14 февраля в Центральном Доме учёных Российской академии наук состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и конфессиональный аспекты». Ее организатором стали Министерство образования и науки и Межрелигиозный совет России.

Участие в конференции приняли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; первый заместитель министра образования и науки России Валентина Переверзева; заместитель министра образования и науки России Татьяна Синюгина; первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир-хазрат Мухетдинов; постоянный представитель Буддийской сангхи в Москве Санджай Лама; руководитель религиозных программ Федерации еврейских общин России раввин Йонатан Фельдман; ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов; ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков; директор Института проблем проектирования в микроэлектронике РАН Александр Стемпковский; заместитель председателя Синодального ОРОиК игумен Митрофан (Шкурин); профессор, академик Российской академии наук, директор Центрального дома ученых РАН Виктор Шкаровский, а также руководители органов управления в сфере образования субъектов Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, региональных институтов повышения квалификации педагогических работников и развития образования, деятели науки.

В первой части конференции работа проводилась по трем секциям:

  • «Социально значимые ценности в системе духовно-нравственного образования в Российской школе»;
  • «Содержание и методика реализации предметной области „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ на уровне основного общего образования (5-9 классы)»;
  • «Межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество в развитии преподавания религиозных культур в общеобразовательной школе».
  • Затем состоялось пленарное заседание, которое открыла первый заместитель министра образования и науки России Валентина Переверзева, огласившая приветствие министра Ольги Васильевой.

    Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам конференции передал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион. В ходе своего выступления иерарх Русской Православной Церкви сделал ряд важных заявлений, в частотности, обратив внимание на то, что «безграмотность в религиозных вопросах — та почва, на которой террористическая идеология дает обильные всходы»:

    «Этой безграмотностью пользуются представители сект, сетевых псевдорелигиозных структур. Она порождает суеверия, которые являются антиподом религии. Мы должны с самого детства делать прививку нашим согражданам от такого рода идеологий, наносящих своей деятельностью непоправимый вред психике людей, их духовному, душевному, а подчас и физическому здоровью».

    В связи с чем он подчеркнул особую значимость развития преподавания религиозных культур в школе на уровне общего среднего образования. При обязательном учете свободного выбора учащимися и их родителей это может стать, по мнению митрополита Илариона, хорошей профилактикой экстремизма и будет способствовать моральному и патриотическому воспитанию молодых людей и «позволит школьникам осознать истоки и природу нравственных ценностей, их укорененность в культуре и истории нашей Родины, будет способствовать уважению к другим культурам и религиям».

    «Глубокое знание своей религии и максимально широкое знакомство с другими традициями, позволит внести значительный вклад в укрепления гражданского согласия. Ведь именно верность своей религии и культуре, а также добрососедские, уважительные и дружеские отношения с носителями разных идентичностей, являются краеугольным камнем прочного межрелигиозного мира и устойчивого развития России», — подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион.

    Ректор ОЦАД также обратил внимание на необходимость подготовки квалифицированных кадров, в чем значимую роль могут сыграть кафедры теологии в высшей школе. При этом он отметил, что использование ресурса теологии не означает индоктринацию и не будет приводить к разделению и конфликтам, но обеспечит компетентное преподавание религиозных культур.

    Перед участниками пленарного заседания также выступил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который обратил внимание на то, что преподавание религиозных культур в школе носит общегосударственное значение:

    «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивал, что мы не лоббируем свои конфессиональные интересы, мы призваны участвовать в решении общенациональной задачи: удовлетворении насущных культурных, образовательных, духовных потребностей людей в нашем обществе, граждан, семей, детей в российской школе».

    Глава Синодального отдела особо подчеркнул, что те действия, которые предпринимают представители традиционных религиозных общин России, направленные на развитие преподавания основ религиозных культур в школе, имеют глубокую укорененность в историю русской педагогики:

    «В том, о чем мы говорим сегодня, есть глубокая верность отечественным педагогическим традициям российской школы, российского образования. Мы будем и далее свидетельствовать об истинности и искренности наших намерений.

    Мы представляем в этом вопросе, в этом процессе не корпорацию религиозных служителей, руководство или клириков Русской Православной Церкви (аналогично можно сказать и о других религиозных организациях, общинах), а людей, народ, граждан нашей страны, которые заинтересованы в духовно-нравственном образовании и воспитании своих детей в школе.

    Мы никому не навязываем веру. Такой же позиции, уверен, придерживаются и наши собратия – лидеры и представители других традиционных религий России. Наша цель, если хотите, – это подлинная демократия в образовании и подлинная мировоззренческая свобода.

    Пусть каждый родитель, каждый ребенок имеет возможность выбрать и сказать «да» или «нет» той или иной религиозной культуре, исходя при этом не из оголтелой критики, лозунгов религиозных экстремистов, но из подлинного знания и сочувствия духовной, народной, семейной традиции».

    Митрополит Меркурий выразил уверенность в том, что развивая сложившийся высокий уровень соработничества с Министерством образования и науки, представителями академической науки, широкого педагогического сообщества, удастся качественно решить целый спектр стоящих задач.

    По итогам обсуждения участники пленарного заседания приняли проект итогового документа конференции, который в течении ближайших двух недель будет дополнен предложениями, выработанными в ходе работы секций. Ознакомиться с документом можно будет на официальном сайте Минобрнауки.

    сайт «Православное образование»