Новости Донской митрополии

Митрополит Меркурий: «Все преподаваемые в школе предметы должны быть связаны воспитательным процессом, а получаемые знания – стать основой мировоззрения и гражданской позиции молодого человека»

Источник информации: Донская митрополия
25 Августа 2017

25 августа 2017 года в Ростовском музыкальном театре состоялось пленарное заседание конференции педагогических работников «Образование Ростова-на-Дону: итоги года, приоритеты будущего».

Перед началом выступлений участников президиума состоялся показ документального фильма об истории донского образования.

В конференции приняли участие и выступили с докладами и приветствиями первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, глава Администрации города Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев, министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина, председатель комитета по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Законодательного Собрания Ростовской области Валентина Маринова.

С основным докладом «Образование Ростова-на-Дону: итоги года, приоритеты будущего» выступила начальник Управления образования города Ростова-на-Дону Виктория Чернышова. Особое внимание она уделила повышению качества образования на основе актуализации его содержания, использования результатов ГИА, международных и всероссийских исследований, формирования системы учительского роста, профориентации учащихся. Виктория Чернышова отметила важные направления воспитательной работы, появившиеся в текущем году, над реализацией которых предстоит работать донским педагогам.

По приглашению начальника Управления образования города Ростова-на-Дону Виктории Чернышовой в конференции принял участие Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

В своем выступлении Его Высокопреосвященство обратил внимание собравшихся на недопустимость превращения образования в одну из социальных услуг:

«В 90-х годах прошлого века у нас появилась концепция образования как услуги. Это неверный взгляд на роль образования в жизни общества. Не должно быть такого понятия – «образовательные услуги». Педагог не оказывает услуги клиентам, он служит обществу, работая над передачей культуры следующим поколениям. Он прежде всего – воспитатель, и только во вторую очередь – учитель-предметник, помогающий освоить определенные знания».

Митрополит Меркурий подчеркнул важнейшее значение школы как воспитательной среды:

«В комплексе „учебно-воспитательная деятельность“ ведущая роль принадлежит именно воспитанию. К сожалению, сегодня еще многие считают, что воспитательная работа в школе не является основной. Однако общеобразовательная школа призвана подготовить, прежде всего, личность, гражданина современного общества, профессиональная же подготовка – задача других образовательных организаций. Все преподаваемые в школе предметы должны быть связаны воспитательным процессом, а получаемые знания – стать основой мировоззрения и гражданской позиции молодого человека. Мы должны уверенно и смело свидетельствовать об этом! По слову Святейшего Патриарха Кирилла, «только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большей части людей в России и в мире». По этому вопросу мы видим совпадение позиций Святейшего Патриарха и министра образования и науки Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой, которая неоднократно подчеркивала культурологический аспект школьного курса ОРКСЭ и заметила, что его преподавание не противоречит светскому характеру Российского государства».

Коснулся Глава Донской митрополии и преподавания школьникам дисциплины ОРКСЭ и модуля ОПК:

«Именно знакомство детей и подростков с основами отечественной традиции, укорененной в Евангелии, играет важнейшую роль в жизни человека и социума. В преподавании четвероклассникам курса основ православной культуры в предметной области ОРКСЭ сходятся интересы личности, общества, государства. Важноеприобретение школьника при знакомстве с православной культурой – это органичное «врастание», как говорят психологи, в стихию родной культуры. В этот период у школьника начинает вырабатываться собственное мировоззрение. И благо, если поиски ответов на «вечные вопросы» лежат в русле отечественной традиции! Без этого велик риск, что личные «поиски истины», не направляемые отечественной традицией, заведут его в дебри сектантских и, в конце концов, террористических воззрений. Шаг от духовного недообразования до духовного экстремизма – очень мал. С другой стороны, духовное здоровье личности оборачивается несомненным благом и для общества в целом, и для государства: современные социальные беды, которые гораздо страшнее экологических катастроф и экономических потрясений, имеют один корень: агрессию. Она проявляется в росте насилия, в том числе внутри семьи, нередко даже внутри школы, и, что самое страшное, в отношениях учеников к учителю. Все эти беды начинаются с того, что юного гражданина подготовили профессионально, но не воспитали нравственно. Культурологическая прививка, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – вот главный заслон росту домашнего насилия, школьной агрессии и религиозного экстремизма».

В выступлении митрополита Меркурия прозвучали некоторые итоги прошедшего учебного года:

«С радостью могу констатировать, что за прошедший год сотрудничество Ростовской-на-Дону епархии с Управлением образования г. Ростова-на-Дону динамично развивалось, обогащаясь новыми формами и достижениями.

Растет процент выбора модуля ОПК в школах города, причем здесь нужно отметить интересный и немаловажный момент. Мы знаем, что в крупных городах основы православной культуры, как правило, выбирают меньше, чем в сельской местности; однако по результатам родительских собраний, прошедших в ростовских школах этой весной, очевидно, что процент выбора ОПК в школах Ростова-на-Дону превышает этот показатель по епархии в целом. Не в последнюю очередь это произошло благодаря слаженным усилиям Городского управления образования и Ростовской-на-Дону епархии».

На пленарном заседании состоялось награждение памятным знаком «80 лет Ростовской области», благодарственными письмами Законодательного Собрания Ростовской области, ведомственными наградами «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», почетными грамотами Ростовской-на-Дону городской Думы.

Среди тысячи двухсот участников конференции – заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам, руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, члены Общественного совета при минобразовании Ростовской области, общественных организаций, лучшие педагоги.

На конференции были рассмотрены актуальные направления развития системы образования Ростовской области и задачи на новый учебный год.