Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
Адрес новости: http://www.rostoveparhia.ru/
12 Августа 2014

12.08.201421:02:24
  1  фотография
0 видео

Информационный отдел Ростовской-на-Дону епархии начинает публиковать цикл интервью, посвященных реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года. Архиерейские Соборы показывают реакцию Церкви на современные вызовы общественной жизни. Выраженная в документах Собора позиция помогает людям разобраться в сложных вопросах, требующих духовной трезвости, мудрости, опыта. Соборное творчество дает яркое подтверждение того, что Церковь сегодня – это не застывшее прошлое, а живой духовный организм, который живо откликается на вызовы современности.


О том, какие вопросывходят в круг интересов Церкви,отематике соборных документов, создании проекта важного документа - образовательной концепции Русской Православной Церкви – рассказал в первом интервью митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

В продолжение темы – разговор с ректором Донской духовной семинарии протоиереем Тимофеем Фетисовым.

— Расскажите о том, как проходит обсуждение документов Архиерейского собора в Донской духовной семинарии?

— Любое значительное событие в жизни нашей Церкви не может не находить отклик в среде духовенства и активных мирян. Как правило, когда становится известно о начале работы очередного Архиерейского собора, все мы ждем от него каких-то важных и актуальных решений, которые имеют к нам непосредственное отношение, а потому всегда активно обсуждаются церковными людьми. Семинария в этом смысле представляет собой весьма удобную площадку для того, чтобы вынести это обсуждение с частно-приходского на церковно-общественный уровень, вместе с духовенством епархии и, конечно, учащимися осмыслить то, в каком направлении нам предстоит двигаться в современной церковной жизни. Импульс к осмыслению соборных итогов был дан митрополитом Меркурием, когда 13 февраля 2013 года, т.е. спустя всего лишь неделю после завершения Собора, владыка собрал все духовенство епархии и в течение целого дня, шаг за шагом, детально разъяснил основные решения и дал всем подразделения митрополии и, соответственно, семинарии необходимые поручения. Помнится, там же на собрании мне «с места» пришлось отвечать на вопрос митрополита о том, что в нашей духовной школе предпринимается для привития студентам экологических знаний, а главное — экологического отношения к окружающему миру. По какому-то совпадению именно в этот день и час наши воспитанники проводили очистку территории природного источника «Гремучий», находящегося неподалеку от семинарского комплекса. Такое совпадение только на первый взгляд кажется удивительным, потому что Донская семинария, выполняя благословения владыки митрополита, во многом предвосхитила указания Архиерейского собора 2013 года практически по всем направлениям. Впрочем, ничего особенно здесь также нет, если мы вспомним, что собор 2013 года лишь довел до логического завершения и исполнения решения более раннего Архиерейского собора, состоявшегося в 2011 году. Уже тогда Церковью были намечены узловые проблемы и задачи по их решению на годы вперед. И те, кто внимательно, по совести и ответственно к ним отнесся, смогли встретить решения последнего собора «во всеоружии».

Очевидно, что принятые соборные решения имеют для всей Церкви конституирующее значение. Подобный безусловный авторитет и обязательность Архиерейских решений вытекают не только из высокого статуса их источника, но также обусловлены тем обстоятельством, что определения Собора долго вынашиваются и готовятся в достаточно интенсивных предсоборных экспертных дискуссиях не только с привлечением специалистов в области богословской теоретической и практической науки в Межсоборном присутствии, но и посредством открытого и равноправного обсуждения на широком, «горизонтальном», епархиальном уровне. Однако другое дело, когда решения уже сформулированы соборным разумом и вынесены Архиерейским собором. В таком случае предметом для обсуждения в данном случае становится не субъективная «правильность» или «неправильность» соборных определений, а то, как в лучшей степени, более эффективно воплотить их в практическом церковном опыте. Поэтому в текущем и прошедшем году с этой целью ДДС несколько раз собирала многочисленные форумы священнослужителей Донской митрополии как в период подготовки к Архиерейскому собору, так и (что не менее важно) после его завершения. Я бы добавил также то, что эти обсуждения проходили в очень живой атмосфере. Мне кажется, впервые в российской истории духовенство и миряне творчески участвуют в соборном законотворчестве. А это означает, что становясь соавторами соборных определений, мы берем и на себя, вместе с сонмом архиереев, собственную долю ответственности за настоящее и будущее Русской Церкви. Думается, по этой причине атмосфера прошедших в семинарии обсуждений была такой заинтересованной и вместе с тем, — серьезной, дающей надежду на начинающееся пробуждение от духовного сна и даже интеллектуальное возвращение во времена Вселенских Соборов, когда, как мы знаем, вопросы церковной жизни и веры были животрепещущими темами, волновавшими абсолютно всех.

- В Донской семинарии впервые среди духовных учебных заведений России введен учебный курс «Решения Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви». Кто его изучает и в чем важность существования такого предмета?

— Действительно, задолго до того как на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 г. было одобрено решение Высшего Церковного Совета об утверждении Учебной программы для бакалавриата духовных учебных заведений по предмету «Обзор новейших законодательных актов Русской Православной Церкви», мы, наряду с «Основами социальной концепции», стали преподавать этот курс, задачей которого стало в систематизированном виде дать нашим студентам понимание общих принципов современной приходской и общественной деятельности Церкви и то, как эти принципы проецируются в практическое поле в каждом приходе или в работе епархиального отдела. Слушателями предлагаемого курса с октября текущего года станут, кроме наших воспитанников, и клирики епархии, когда по распоряжению правящего архиерея будет организован расширенный обучающий семинар для всех клириков епархии с последующей аттестацией знаний не только решений Соборов, но и всех основных органов управления Русской Православной Церкви, относящихся к Уставу РПЦ, деятельности Высшего Церковного Совета, Церковного суда, Межсоборного Присутствия. Будут рассмотрены и иные документы, имеющие важный концептуальный характер. Подобным образом в нашей епархии уже прошла аттестация духовенства на предмет знаний «Основ социальной концепции». На каком основании осуществляется подобная деятельность? Позволю себе процитировать кое-что из Определения Освященного Архиерейского собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», принятого 4 февраля 2011 года: «Требования к интеллектуальному, культурному и образовательному уровню клириков постоянно повышаются…С целью поддержания образовательного уровня священнослужителей необходимо разработать систему контроля знаний и повышения квалификации клириков…». Почему это важно? Не скрою, многие клирики впервые в своем пастырском служении в период аттестации подробно ознакомились с этим важнейшим вероучительным источником, а на основе прошедших лекций был составлен своего рода «Катехизис» для духовенства и мирян по вопросам Социальной концепции. Кстати, тогда же было обнаружено, что Концепцию практически невозможно приобрести даже в Москве. Очевидно, что она нуждается в переиздании, как и в появлении обновленных, с учетом событий последних лет, комментариев к ней.

Возвращаясь к Вашему вопросу, конечно, приятно слышать, что мы предвосхитили решения последнего Синода об обязательном преподавании предмета, изучающего решения высших органов управления Русской Православной Церкви, однако нашу задачу, на мой взгляд, необходимо видеть не в самом факте появления последнего, а в том, чтобы предмет этот носил именно прикладной характер. Это означает, что в процессе изучения данного курса мы должны не только посвятить студента в тонкости соборных документов, но, прежде всего, научить, именно в практическом опыте, как эти решения эффективно выполнять и осуществлять. Вот это действительно важно. Исходя из данной цели мы и учредили в ДДС систему отделов, дублирующих епархиальные, в которых студенты, по сути, получают профессиональную специализацию в области социального, миссионерского, молодежного, тюремного, военного и катехизического служения.

— Одно из ключевых направлений в деятельности современной Церкви – это подготовка будущих пастырей. Как Вы можете определить роль Собора на примере деятельности семинарии?

— В настоящее время деятельность семинарии развивается в унисон с принципами «Концепции дальнейшего реформирования системы образования Русской Православной Церкви», принятой на заседании Священного Синода 22 марта 2011 года, которая, как известно, определила главной целью «повышение уровня подготовки пастырей, научно-преподавательских кадров, работников в области религиозного образования, социального и молодежного служения, регентов… Этот уровень должен в более полной мере соответствовать тем задачам, которые выполняет Церковь в условиях современного общества». Задачи, о которых здесь говорится, формулируются, в частности, на последних Архиерейских соборах, которые и направили образовательную траекторию нашей духовной школы в область деятельного просвещения казачества на специальных курсах, подготовки помощников настоятелей в рамках полубакалавриата, учреждения курса военного священника, научного и студенческого взаимодействия со светскими вузами, развития межправосланых и межрелигиозных связей и многого другого. В качестве примера могу назвать и участие семинарии в образованном 17 декабря 2013 года епархиальном Совете по теологическому образованию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском Соборе 2013 года подчеркнул важность развития теологического образования в системе светских высших учреждений образования. Выступая на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» 28 ноября 2012 года, Предстоятель Русской Церкви призвал архипастырей проявлять всемерную заботу о развитии взаимодействия между вверенными им епархиями и светскими вузами, поскольку «присутствие православного богословия в общем академическом пространстве и его творческое взаимодействие с другими научными дисциплинами должно способствовать повышению научного уровня богословия — и как комплекса учебных дисциплин, и как исследовательской сферы». Тесное сотрудничество семинарии с факультетом теологии ЮФУ выразилось, например, в том, что в текущем году сессия студентов-теологов проходила в стенах нашей духовной школы. В результате установившихся тесных связей около 20 студентов теологического отделения по благословению митрополита Меркурия, являющегося председателем Совета по теологическому образованию, пожелали поступить в новом учебном году в Донскую духовную семинарию. Это очень показательный факт. Нельзя не отметить, что повышение требований к учебе в современной духовной школе породило потребность в индивидуальных наставниках для воспитанников, которые с этого года вводятся на постоянной основе в штат семинарии. Иными словами, реализация решений Архиерейского Собора в ближайшей перспективе просто немыслима без качественного роста уровня знаний и компетенций будущих священнослужителей, а ныне студентов духовной школы, а это означает, что семинарию, как высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, ждет немало изменений.

Таким образом, на сегодняшний день благодаря методичной реализации определений прошедших Архиерейских Соборов, Донская семинария вышла за пределы собственных стен и узкокорпоративных образовательных границ, став универсальной образовательной территорией, на которой реализуется широкий спектр духовно-просветительских инициатив Ростовской-на-Дону епархии.

Беседовала Диана Овчаренко

18 просмотра