Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
16 Апреля 2017

В ночь с 15 апреля на 16 апреля 2017 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Пасхальные богослужения — праздничный крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Ростовском кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Ростовского кафедрального собора, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), духовник Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Николай Урывский, Епархиальный древлехранитель иеромонах Гавриил (Звягинцев), клирики храма.

За богослужением молились первый заместитель Губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, начальник ГУФСИН России по Ростовской области генерал-лейтенант Сергей Смирнов, меценат Игорь Греков.

Богослужебные песнопения исполнили хор Ростовского кафедрального собора под управлением протодиакона Владимира Зубрицкого и архиерейский детский хор (регент — Галина Осадчая).

К началу Пасхальных богослужений в Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был принесен Благодатный огонь, доставленный в пределы Ростовской-на-Дону епархии председателем Совета директоров «Группы Агроком», меценатом Иваном Саввиди.

Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» был совершен крестный ход, который возглавил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

Перед началом крестного хода владыка митрополит обратился ко всем верующим с архипастырским словом:

«Жизнь всего человечества приобрела совершенно новую идею. Врата, некогда заключенные для человека, были отверсты. Гроб и смерть более не могли держать его. Смерть не связывала жизнь человека, потому что Господь и Спаситель воскрес из мертвых. Это нам всем хорошо известно. И, казалось бы, наша каждодневная жизнь должна измеряться именно этими категориями и именно этим событием. Но зачастую так не происходит. Мы видим торжество зла и неправды, пусть недолгое, временное – но все же. Мы испытываем скорбь, болезнь и иногда, не находясь во гробе – умираем. Может быть, все это от того, что событие Воскресения Христова прошло в тишине Палестинской ночи. Может быть, произошло от того, что мы просто говорим об этом и никто не может засвидетельствовать этот факт – Воскресение Христово.

Мы в сегодняшнем дне имеем, если говорить человеческим языком и человеческими критериями, неопровержимые доказательства Воскресения Господа из мертвых. Прежде всего, это документальные источники, которые свидетельствуют нам об этом, и первый из них – Святое Евангелие, подлинность которого неоспорима. Это свидетельство многих людей, к которым воскресший Господь явился: это были не только жены-мироносицы и апостолы, но как повествует апостол и евангелист Лука в Книге Деяний – Господь явился более чем 5000 людям и, безусловно, это не могла быть массовая галлюцинация или гипнотическое воздействие. Мы имеем святую Плащаницу, которой было повито тело Господа. Она хранится в городе Турине. Мы имеем, и, Слава Богу, до сегодняшнего дня, чудо схождения Благодатного огня в святом граде Иерусалиме, который и ныне сошел по молитвам Церкви. И мы имеем счастье и благословение сегодня от Святой Земли – гражданин нашего города, Иван Игнатьевич Саввиди, привез частицу Благодатного огня. Мы сегодня на крестный ход пойдем с этим священным огнем, возженным благодатью Святого Духа на Гробе Господнем. В конце службы зажжем свечи от этого Благодатного огня, чтобы унести эту явленную нам тайну Воскресения Христова в свои дома как вещественное доказательство.

И можно приводить множество доводов. Но сколько бы мы не приводили их и как бы не доказывали – найдутся те люди, которые были и во времена Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Кто-то скажет, что Его украли, а потом сказали, что Он воскрес; а кто-то скажет, что это красивая придуманная история; а кто-то приведет еще какие-то доводы. Дело в том, что воскресение Господа из мертвых не нуждается в вещественных доказательствах. Факт Воскресения Господа нашего Иисуса Христа доказывается личной встречей с Богом – живым и действующим в нашей жизни. И это благодатное действие знает каждый верующий человек, который в самые важные и ответственные моменты жизни встречается с Богом, и Господь откликается ему, откликается на молитву человека реально, действенно. Человек, который чувствует это присутствие Бога, не нуждается ни в каких других доказательствах. Но почему же даже люди верующие, которые исповедуют себя христианами, не всегда живут по-христиански? Неужели зло в этом мире настолько сильно, что готово победить даже саму веру нашу? Неужели это внутреннее борение, которое происходит в наших душах, — в силах изменить наш внутренний мир, победить то светлое и чистое, что вселяет в наше сердце Господь?

Нам иногда кажется, что зло побеждает. И как же тогда жить? Ведь очень многие задаются этим вопросом: что делать дальше? Как же дальше жить? Казалось бы, вся жизнь сошла на «нет»: нет правды, нет любви, нет доброты. Мы отвечаем на этот вопрос тем, что собрались сегодня в святых храмах. Собрались с возженными свечами, чтобы пойти тихо, спокойно, сосредоточенно в эту Пасхальную ночь так же, как шли святые жены-мироносицы. Может быть, не зная, к чему мы выходим, но наверняка знаем, к чему мы придем. И нам не нужны доказательства, потому что в нашем сердце будет только один ответ: кто бы и что бы ни говорил, кто бы и как бы ни опровергал нашей веры, не глумился над Церковью Божией (а мы видим, что это было в течение почти 2000 лет, с самого Воскресения Христова). Уж за это время можно было все забыть. Можно было все порушить и изничтожить. Но этого не произошло. Почему? Ответ только один: потому, что Он действительно Воистину воскрес. А если он воскрес, значит, жизнь наша не бессмысленна: силы – бесконечные, торжество правды – обеспечено. Он воскрес из мертвых. С этой истиной мы живем и будем продолжать жить несмотря ни на какие искушения, потому что наша жизнь и наша вера являются подлинным свидетельством и самым неопровержимым доказательством действительности Его Божественного спасительного Воскресения».

По традиции за Пасхальной заутреней владыка митрополит прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху. С IV века Пасхальная проповедь, сказанная великим учителем Церкви, читается в храмах в первый день Пасхи Христовой.

Пасхальное Евангелие (Ин. 1:1-17) было прочитано на нескольких языках. Высокопреосвященнейший митрополит Меркурий начал чтение Евангелия, повествующего о воплощении Слова Божия, на русском языке, далее сослужащее духовенство продолжило чтение на иврите, латинском, греческом, английском, немецком, французском, испанском, украинском, китайском, латышском и корейском языках.

По запричастном стихе пресс-секретарь Главы Донской митрополии Игорь Петровский огласил Пасхальное послание Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

После заамвонной молитвы владыка Меркурий освятил артос.