Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
28 Января 2017

27 января 2017 председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на конференции «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов», которая прошла в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия». Возглавил работу конференции митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

«Наставление — свет, и назидательные поучения —
путь к жизни»
(Притч. 6:23).

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит Ювеналий!

Ваше Преосвященство!

Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений польза хороших книг о святых. «Вы – свет мира, – говорит Господь Своим ученикам. – Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14,16). Те, кто не видел подвиг святых своими глазами, может узнать о нем только из книг, фильмов, спектаклей. Узнать, вдохновиться и последовать ему.

В современной окружающей нас действительности мы не всегда можем увидеть вдохновляющий пример. И не только потому, что мы часто невнимательны, а порой, к сожалению, и равнодушны, но и потому, что современность зачастую бывает небесспорна с точки зрения оценки, которую мы можем ей дать. Но примеры истории, проверенные временем, примеры святых, чей жизненный подвиг воспринят и усвоен Церковью, и даже спорные моменты их жизни разъяснены в свете соборного церковного разума, узнаны как опыт, данный им действием всеблагого Божия промысла для духовного возрастания, покаяния, всецелого обращения к Богу, – эти примеры становятся той основой воспитания, которая воистину сызмальства напитывает наши сердца и души. Герои добрых книг становятся частью не только детских игр, но и достойным примером для подражания. Особенно если речь идет о примерах из жизни реальных людей, поскольку вымышленные персонажи, пусть и весьма убедительные с художественной точки зрения, никогда не смогут оказать столь же сильного воздействия на ум и сердце ребенка.

Очень точно сказал об этом Владимир Высоцкий:

«А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов…
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя».

Но это книги. Книги всегда связаны с художественным описанием события, характера, личности, с эмоциональным воздействием на душу. Литература поднимает человека над действительностью, как бы усиливает звук, чтобы мы услышали то, что не слышим в обычной жизни, делает краски более яркими, чтобы мы разглядели, как под увеличительным стеклом, то, что обычно скрыто.

Сегодня же мы говорим не о художественной литературе, а об учебных пособиях, о том, как рассказать детям о подвиге новомучеников в пространстве урока, в школе, в рамках учебного процесса, то есть там, где нередко наблюдается «обратный эффект» – даже интересное, важное и полезное, оказываясь частью школьной программы, становится нежеланным, отторгаемым ребенком, если он, как говорится, не «ботаник», просто по факту включенности в какие-то определенные отделы его сознания, связанные не с его жизнью и интересами, с тем, чего он хочет, а с тем, что «надо», о чем «спросят», что надо «выучить и ответить».

Искусство педагогов и авторов пособий заключается в том, чтобы то, что касается веры, святости и Церкви, стало не уроком, а частью жизни ребенка, чтобы задаваемые вопросы воспринимались не как контроль учителя за усвояемостью знаний ученика, а как диалог личности с личностью, вопрошание сердца, чтобы задания хотелось исполнять, не отдавая этому времени часть жизни, а приобретая через них саму жизнь. Как сказано в книге Притчей, «наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» (Притч. 6:23).

Нашему поколению посчастливилось общаться, учиться у поколения исповедников. Мы слышали простые жизненные наставления, видели глаза этих людей, вера которых была испытана гонениями и страданиями, а значит, была не абстрактной, а свидетельствовала о глубоко личных отношениях с Богом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской, сказал: «Если человек умирает за Христа, значит, его со Христом связывают особые отношения. Это реальная вера людей, соединяющая их с Господом и Спасителем. Новомученики – это свидетели о Христе, о правде Божией, о правде Церкви»[1].

Нам важно так рассказать детям о новомучениках, чтобы они нам поверили. Поверили нашей любви к этим людям, жившим совсем недавно, людям, которые смотрят на нас с икон и чудом сохранившихся фотографий. Со страниц их писем, дневников и воспоминаний мы узнаем об их глубокой, искренней и жертвенной любви к ближним и к Богу, об их молитве и твердом стоянии в вере. Рассказ о подвиге новомучеников и исповедников – это не какое-то «преданье старины глубокой», но действительная и совсем недавняя история «святых сродников наших», которая перестает быть историей, то есть чем-то ушедшим из сегодняшней реальности, но оживает в документах, личных делах, воспоминаниях очевидцев, даже в судебных актах.

Недавно специалистами нашего Синодального отдела были подготовлены методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Считаю важным, что эти материалы включают и краткую хрестоматию художественных произведений по данной теме, и предлагают проведение занятий не столько в традиционной «урочной» форме, но в таких формах, как занятие-паломничество, занятие-исследование, занятие — «исторический портрет» и т.д.

Наша сегодняшняя конференция призвана обратить внимание на некоторые пособия, которые уже используются в образовательных организациях. Все они прошли экспертизу и получили гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Представят эти пособия их авторы. Каждое по-своему уникально и включает не только общецерковный, но и региональный компонент темы.

Благодарю вас за внимание и передаю слово авторам пособий.