Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
2 Февраля 2015

30.01.201513:17:58
  1  фотография
0 видео

29 января 20015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.

Проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви был представлен Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием в числе документов, рассматриваемых пленумом на первом заседании.


Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Всечестные отцы, братья и сестры!

Образовательная концепция[1] Русской Православной Церкви разрабатывалась как основополагающий общецерковный документ, развивающий и дополняющий положения Основ социальной концепции[2] в сфере образования.

Концепция формулирует основания образовательной деятельности, осуществляемой Русской Православной Церковью, ее особенности, цели, задачи и принципы на современном этапе; описывает пространство церковной образовательной деятельности в применении к различным уровням образования, учреждениям различных организационно-правовых форм, а также к органам управления, координации и обеспечения образовательной деятельности Церкви.

Образовательная концепция служит руководством в вопросах образовательной деятельности для синодальных учреждений, самоуправляемых Церквей, экзархатов, митрополичьих округов, митрополий и епархий; для образовательных организаций, управляемых Русской Православной Церковью или сотрудничающих с ней; монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений; научно-педагогического сообщества.

История вопроса. Впервые задача разработки Образовательной концепции была поставлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 2 февраля 2011 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви: «Считаю целесообразным создание специальной рабочей группы для разработки Образовательной концепции Русской Православной Церкви, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в данной сфере. В этом документе может быть представлена характеристика современного религиозного образования и предложено церковное видение последовательности этапов его развития. Проект концепции должен пройти квалифицированную научную экспертизу и широкое церковное обсуждение». (Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011г.)

Работа над созданием текста документа Образовательной концепции Русской Православной Церкви началась в соответствии с поручением Святейшего Патриарха (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПК-01/513 от 30.03.2011 г.): «В соответствии с предложениями, высказанными мною в докладе на Архиерейском Соборе в феврале с.г., Отдела религиозного образования и катехизации поручается во взаимодействии, в подлежащих вопросах, с Учебным комитетом, сформировать рабочую группу по созданию Образовательной концепции Русской Православной Церкви. К работе привлечь представителей светских учреждений, в том числе из стран Ближнего Зарубежья, а также представителей Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Казахстане. Проект концепции представить мне в срок до 1 октября с.г., после чего передать в Межсоборное присутствие. В случае одобрения президиумом Межсоборного присутствия проект может быть опубликован для широкого обсуждения».

Концепция разрабатывалась в течение 3-х лет, поэтапно:

  • На первом этапе, начиная с марта 2012 года, Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения было осуществлено ряд мероприятий организационного характера:
  • принято решение о создании рабочей группы, в которую вошли представители Учебного комитета, Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви;

    принято решение о распределении ответственности между Синодальными структурами по написанию отдельных разделов Концепции и принята структура будущего документа. В частности, были представлены проекты (модели) будущих разделов от Учебного комитета Русской Православной Церкви и Синодальной Библейско-богословской комиссии.

    Параллельно была создана рабочая группа при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации, в которую вошли ведущие ученые в области философии, антропологии, образования и педагогики, психологии, управления образованием, священнослужители (кандидаты богословия), руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, специалисты Синодального отдела: по среднему образованию, главный юрисконсульт, руководители секторов. Созданная группа должна была разработать первичный вариант Образовательной концепции, который в дальнейшем предполагалось вынести на обсуждение рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия. На данном этапе происходил сбор материалов и попытка их систематизации и структурирования, создание первых вариантов текста Образовательной концепции Русской Православной Церкви (май — август 2012гг).

  • На втором этапе все наработки рабочей группы Синодального отдела религиозного образования и катехизации были сведены в два документа. Объем каждой концепции составлял более 160 страниц. Концепции представляли собой монографические исследования в области религиозного образования. Впервые был представлен систематический, целостный взгляд на православное образование: определены вызовы современного мира для национальных образовательных систем стран канонической ответственности Русской Православной Церкви; основания православного образования: богословские, социально-философские, культурно-исторические, нормативно-правовые, педагогические; осуществлена попытка выстроить систему православного образования с учетом организационно-управленческих структур национальных образовательных систем, систему управления православным образованием; определены основные направления развития православного образования с учетом специфики социокультурного пространства канонической ответственности Русской Православной Церкви; определено пространство воспитательной деятельности Церкви. Концепции были представлены в августе 2012 года на заседании рабочей группы при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
  • На третьем этапе был создан обобщенный и сокращенный вариант проекта Концепций, на основании двух концепций, написанных рабочей группой Синодального отдела религиозного образования и катехизации, (октябрь-ноябрь 2012 года), который был представлен в ноябре 2012 года на совместном заседании рабочей группы Синодального отдела религиозного образования и катехизации и рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия. Проект был одобрен и взят за основу.
  • Четвертый этап, самый продолжительный и насыщенный по интенсивности межведомственного обсуждения и корректировки проекта документа, начался с декабря 2012 года, когда доработка проекта Концепции была поручена рабочей группе Комиссии Межсоборного присутствия. В течение 2013-2014 года группа неоднократно собиралась и на площадке Синодального отдела религиозного образования и катехизации, и на площадке Учебного комитета с целью доработки проекта Концепции. Процесс совместного творчества Синодальных учреждений над Образовательной концепцией имел столь длительный период потому, что работа над проектом документа вскрыла серьезные противоречия во взглядах на цель и содержание образовательной деятельности Русской Православной Церкви, с одной стороны – Учебного Комитета и подведомственных ему структур, с другой – Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. По сути, на протяжении всего этого периода шло постоянное согласование принципиальных позиций по ряду важнейших вопросов православного образования, взаимодействия с государственными национальными системами, по оценке и трактовке тех или иных событий и явлений в данных сферах. На протяжении этих двух лет неоднократно менялась структура документа, его концептуальная идея.
  • В проектах, предложенных Учебным комитетом, в отличие от предварительной редакции, предложенной СОРОиК, при наличии ряда удачных идей, а самое главное – объема самого текста, тем не менее, отсутствовали (им просто не оставалось места в самой структуре) основополагающие положения, относящиеся, например, к принципам и направлениям образовательной деятельности Русской Православной Церкви, характеристикам и составляющим организационной системы образовательной деятельности, социальному партнерству и формам взаимодействия Церкви, государства и общества, определениям религиозного образования, его видов (типов), светского характера образования, православной образовательной организации. Многие положения утверждались, но не обосновывались.

    По мнению представителей СОРОиК, практически весь смысловой акцент проектов Концепции Учебного комитета переносился не просто на необходимость развития богословия, а на получение обязательного профессионального богословского образования всеми преподавателями православно-ориентированных предметов, не только в образовательных организациях Русской Православной Церкви, но и преподавателей ОПК в государственных и муниципальных школах. Подобное требование, а не пожелание, могло губительно сказаться на православном образовании в средней школе, тем более, будучи прописано в основополагающем документе, касающемся образования. В целом проекты документа создавали ощущение совершенно иного концептуального подхода к вопросам образовательной деятельности Церкви, противоречащего подходам к вопросам православного образования, на основании которых работает Синодальный ОРОиК на протяжении нескольких лет, и работает успешно.

    Взаимный уважительный диалог представителей Синодальных учреждений позволил уточнить, обосновать, согласовать все принципиальные позиции и в результате получился тот документа, который сегодня вам представлен.

  • Пятый этап был этапом согласования проекта документа со всеми Синодальными учреждениями, так или иначе причастными к сфере науки и образования. Осенью 2014 года итоговый проект Концепции был разослан всем Синодальным учреждениям Русской Православной Церкви и доработан с учетом их замечаний и предложений.
  • О документе «Образовательная концепция Русской Православной Церкви» (редакция 12 мая 2014 года с дополнением 16 июня 2014 года и правками 25 ноября 2014 года). На наш взгляд, итоговый проект Образовательной концепции органично сочетает в себе задачи внутрицерковного документа и послания к обществу для совместной научной, образовательной и воспитательной деятельности с целью духовно-нравственного развития человека и общества.

    В документе выделено два больших раздела. Первый посвящен обоснованию церковного взгляда на образование, определению особенностей образовательной деятельности Церкви в современных условиях, целей, задач и принципов образовательной деятельности в данный исторический период с учетом современной социокультурной ситуации.

    В Концепции дана «мягкая» формулировка образования, уравновешивающая взгляды на этот процесс всего православного сообщества. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, сообразующийся с возрастом и особыми дарованиями каждого человека, способствующий его устремленности к совершенству и направленный на наиболее полное раскрытие данных человеку Богом возможностей путем приобщения к достижениям народа, всего человечества в области наук, искусств, ремесел, духовно-нравственной (аскетической) культуры, а для тех, кто имеет непринужденное произволение, — к богословию и духовной жизни Церкви.

    В Концепции подчеркивается, что образование обращено ко всем сферам бытия человека, и поэтому не возможно без мировоззренческой и воспитательной составляющей.

    Важное место в Концепции занимают богословские основания образования, которые опираются на православное учение о человеке, созданном по образу Божию и призванному к уподоблению Творцу, к усыновлению Богу по благодати. Неотъемлемое качество Церкви, отмеченное в Концепции, – непрерывно совершающееся в ней благодатное созидание и возрастание во Христе нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его», дает целевые ориентиры по всем направлениям ее образовательной деятельности.

    В Концепции подчеркивается неразрывная связь педагогики с богословием. Православная педагогика христоцентрична, и рассматривает учительство как служение, раскрывающееся в подражании учителей земных идеалу Учителя – Господу Иисусу Христу. Богословие и основанная на христианской антропологии православная педагогика являются фундаментом образовательной деятельности Церкви.

    Цель образовательной деятельности Церкви имеет вневременной характер – создание условий для спасения человека. При этом формы образовательной деятельности согласуются с меняющимися историческими, культурными и социальными условиями. Сегодня они во многом зависят от последствий исторических событий XX века: Церковь возрождается в условиях постатеистической, постсекулярной эпохи, определяющей содержание новых вызовов, стоящих перед ней. Поэтому главными задачами в Концепции обозначены такие, как: развитие богословских наук, совершенствование пастырской подготовки, деятельности синодальных структур, отвечающих за развитие образования и науки, аналогичных структур Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов и епархий, создание и поддержка учебно-методических объединений, совершенствование системы церковной аккредитации образовательных организаций, непрерывное повышение качества образования, стимулирование научно-исследовательской деятельности научных и образовательных организаций Церкви, развитие церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в сфере науки и образования, содействие полноценному обеспечению права исповедующих Православие или отождествляющих себя с православной традицией граждан на приобщение детей к православным культурно-историческим традициям и др.

    В завершении первого раздела Концепции выделены основные принципы образовательной деятельности Церкви: церковность, открытость, доступность и системность. Система принципов может быть расширена и дополнена в других программных документах Церкви, которые будут разрабатываться на основе Образовательной концепции. Для данного документа мы считаем эти четыре принципа исчерпывающими.

    Второй раздел называется «Пространство образовательной деятельности Русской Православной Церкви». Почему именно пространство, а не образовательная система или структура православного образования?! На наш взгляд, образовательная деятельность затрагивает всю полноту Церкви, которая представлена как всей обширностью территории ее канонического присутствия, так и ее представительством в национальных образовательных системах и обществах этих стран.

    В данном разделе Концепции раскрываются особенности образовательной деятельности Церкви по уровням образования в части содержания образования: в сфере высшего, среднего профессионального и общего образования; дается характеристика образовательных организаций Русской Православной Церкви и определяется специфика взаимодействия Церкви с государственными и внецерковными образовательными организациями по уровням образования; особо выделяется просветительская деятельность Церкви, затрагивающая важнейшие общественные сферы. Отдельный раздел посвящен вопросам управления, координации и обеспечения образовательного процесса.

    В целом отмечается, что образовательная деятельность Церкви, являясь одним из способов сохранения и передачи православного Предания, включает в себя: объяснение православной веры, обеспечивающее возможность мировоззренческого выбора; профессиональную и предметную подготовку; духовно-нравственное воспитание обучающихся.

    В этой связи высшее образование рассматривается как основа развития всей образовательной деятельности Церкви, поскольку является областью подготовки профессиональных кадров – специалистов с высшим богословским образованием, обеспечивающих развитие всех направлений внутренней и внешней церковной деятельности. В Концепции констатируется, что деятельность Церкви на уровне высшей школы направлена на развитие богословия и связанных с ним специализаций смежных наук. При этом отмечается важность присутствия богословия в научном пространстве и развитие сотрудничества богословов с учеными, ведущими исследовательскую деятельность в области смежных наук. Богословие рассматривается и как оптимальный инструмент миссии Церкви в среде студенчества и научной интеллигенции в национальных образовательных системах. Для этого при определяющем участии Церкви разрабатываются и совершенствуются основные и дополнительные программы как в образовательных организациях церковного подчинения, так и в государственных и негосударственных вузах, не находящихся в церковном подчинении

    На уровне среднего профессионального образования основной деятельностью Церкви является обеспечение возможности мировоззренческого выбора и духовно-нравственного воспитания через преподавание богословских дисциплин в рамках основного учебного плана или дополнительных, а также воспитательных программ.

    Общее образование занимает особое место в Концепции, поскольку охватывает самое многочисленное пространство образовательной деятельности Церкви: от дошкольного до среднего общего образования. Программы общего образования всех уровней и типов реализуются в образовательных государственных, муниципальных и частных (в том числе православных) организациях общего и дополнительного образования, а также в рамках домашнего образования. В Концепции выделяются три составляющие общего образования: мировоззренческая, воспитательная и предметная. Мировоззренческая связана с освоением основ православного вероучения. Воспитательная осуществляется на основе сознательного выбора обучающихся и их родителей и состоит в усвоении христианских добродетелей. При этом подчеркивается доступность православного воспитания для всех желающих, независимо от того, в каких образовательных организациях они обучаются. Именно такая доступность является залогом нравственного здоровья общества. Предметная составляющая направлена на повышение качества образования в целом, его глубины и фундаментальности. Здесь Церковь поддерживает такие направления общего образования, как общегуманитарное, военно-патриотическое и этнокультурное; особое внимание уделяется и развитию предпрофильной подготовки для абитуриентов, планирующих получать богословское образование или смежные специализации гуманитарных наук. Православный мировоззренческий, воспитательный и предметный компоненты реализуются в рамках программ общего основного и дополнительного образования всех четырех уровней: дошкольного, начального, основного и среднего; в церковных, государственных, муниципальных и частных организациях основного и дополнительного образования по выбору родителей (законных представителей) детей.

    Пункт 2.2. данного раздела Концепции самый объемный и посвящен церковным и иным образовательным организациям. Очень важно, на наш взгляд, в Концепции подчеркнуть статус образовательных организаций Русской Православной Церкви в национальных образовательных системах по уровням образования, поскольку в ходе обсуждения, например, были высказаны сомнения о причислении духовных образовательных организаций к системе высшего образования, поскольку богословского образования нет в законодательстве, например, Российской Федерации. Концепция определяет в п.2.2.1 «Организации высшего профессионального образования»: «теологические подразделения православных, государственных и негосударственных вузов и духовные образовательные организации Русской Православной Церкви формируют единую систему богословского образования, которая регулируется и координируется Церковью через профильные Синодальные структуры».

    Духовные образовательные организации составляют систему духовного образования Церкви и включают духовные семинарии, духовные академии и подразделения в составе православных университетов или действующие при них, осуществляющие пастырскую подготовку. Духовные образовательные организации ставят своей целью подготовку священнослужителей, преподавателей и ученых-богословов. Для осуществления своей миссии в системе духовных образовательных организаций развиваются все уровни высшего образования и научно-богословской подготовки: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура. В Концепции отмечается, что со временем выпускники духовных академий и семинарий должны получить права лиц с высшим образованием. Это возможно за счет получения духовными образовательными организациями государственной аккредитации по программам теологической подготовки. Или за счет сочетания пастырской подготовки на базе духовной образовательной организации, не имеющей государственной аккредитации, и высшего образования по аккредитованным теологическим программам на базе управляемого или признаваемого Церковью теологического подразделения университета.

    Согласно Концепции, православные университеты и институты – это организации высшего профессионального образования, имеющие конфессиональное представление Русской Православной Церкви, а также государственную аккредитацию. Они стоят в ведении профильных синодальных структур и могут получать церковное финансирование. Православные вузы призваны вести подготовку кадров для разных церковных служений и церковной миссии в обществе, в любой профессиональной среде.

    Государственные и прочие вузы нецерковного подчинения также готовят православных теологов, реализуют связанные с церковной проблематикой профили смежных гуманитарных дисциплин, предлагают отдельные богословские дисциплины студентам разных специальностей. В Концепции отмечается, что потенциально такие университеты могут реализовывать ту же совокупность образовательных программ, что и православные вузы.

    Организации среднего профессионального образования церковные – это иконописные и регентские школы, архитектурные колледжи, училища сестер милосердия и др. Обучение и воспитание в них осуществляется на мировоззренческой и нравственной основе Православия. Церковь предлагает образовательным организациям внецерковного подчинения по их запросу преподавание богословских дисциплин и православные воспитательные программы.

    В пункте 2.2.3. говорится об образовательных организациях общего образования. Прежде всего, речь идет о православных организациях общего образования, имеющих двойное подчинение, которое выражается в реализации государственных образовательных стандартов и церковных. Данные организации учреждаются религиозными организациями или физическими или юридическими лицами, проходят обязательную конфессиональную аттестацию и реализуют православный компонент общего образования на основании церковных стандартов. По итогам конфессиональной аттестации православные образовательные организации получают конфессиональное представление Русской Православной Церкви. Важным атрибутом церковной системы образования является институт штатных духовников (духовных попечителей) и законоучителей в священническом сане. Сердцевиной образовательной деятельности данных организаций являются домовые храмы. Православные образовательные организации призваны служить ориентиром в области духовно-нравственного воспитания и изучения Православия для образовательных организаций общего образования национальных образовательных систем.

    Образовательные организации внецерковного подчинения находятся в постоянном внимании Церкви в рамках сотрудничества с государственными и общественными организациями, органами управления образованием, всеми традиционными религиями. Церковь выражает готовность в рамках существующего национального законодательства стран своего канонического присутствия нести знания о Православии как духовно-нравственном основании традиционной культуры окормляемых ею народов, средоточии духовных и нравственных ценностей. С целью повышения эффективности такого сотрудничества создаются совместные с государственными органами управления образованием, общественными организациями попечительские, экспертные, координационные, учебно-методические и другие советы. В Концепции перечисляются различные формы ознакомления обучающихся с Православием, определяются условия обеспечения аутентичности преподавания православной культуры и других аспектов Православия.

    Без внимания Церкви не остается и дошкольное образование, на уровне которого даются первоначальные уроки веры. Здесь православное обучение и воспитание осуществляется на основе «Православного компонента дошкольного образования к структуре Основной образовательной программы дошкольного образования» как дополнения к Стандарту Православного компонента общего образования.

    Система дополнительного общего образования представлена в Концепции православными организациями и организациями внецерковного подчинения. Под православными организациями подразумеваются церковно-приходские и воскресные школы, имеющие соответствующий юридический статус, в частности, прошедшие государственное лицензирования и работающие как учреждения дополнительного образования. Концепция определяет направления учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, их стандартизацию, необходимость подготовки и аттестации педагогов. Отмечается роль профильных синодальных структур, обеспечивающих нормативную базу их жизнедеятельности. Организации общего дополнительного образования внецерковного подчинения выстраивают свою деятельность в соответствии с социальным запросом на развивающие и предпрофильные дополнительные программы православного образования по разным направлениям деятельности. Профильные Синодальные учреждения должны оказывать им организационную, информационную, учебно-методическую и кадровую поддержку.

    Просветительская деятельность Церкви охватывает в Концепции достаточно обширное общественное пространство и реализуется через просветительские проекты, не совпадающие по форме с образовательными программами определенного типа и уровня. Просвещение рассматривается как необходимый атрибут катехизаторской, миссионерской и социальной деятельности Церкви; охватывает семейное воспитание, различные социальные группы: инвалидов, людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, пострадавших от тоталитарных сект, осужденных и др.; профессиональные и общественные группы: казачество, сотрудников пенитенциарных учреждений, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, медиков, сотрудников музеев, спортсменов, работников СМИ и др. В Концепции подчеркивается необходимость подготовки Церковью высококвалифицированных кадров, соответствующих образовательному цензу и специфике аудитории.

    Завершающий раздел Концепции раскрывает взгляд Церкви на управление, координацию и обеспечение образования. Отмечается, что Церковь управляет образовательными организациями, находящимися в ее непосредственном ведении, и участвует в управлении, координации и обеспечении реализации образовательных программ, связанных с богословием и изучение Православия, реализуемых во всех национальных системах образования. На общецерковном уровне образовательная деятельность регулируется решениями Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Священный Синод делегирует определенные полномочия рабочим органам, созданным при нем, для координации церковной деятельности в сфере науки и образования. Работу в области научных исследований курирует Синодальная библейско-богословская комиссия; в сфере высшего и среднего профессионального образования такая деятельность осуществляется Учебным комитетом; в области общего образования и просветительских проектов такую работу выполняет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Профильные синодальные учреждения инициируют создание и поддерживают работу церковно-государственных, церковно-общественных и прочих координационных структур. На епархиальном уровне попечение о развитии церковной деятельности на всех ступенях системы образования имеет епархиальный архиерей.

    Важный раздел Концепции – взаимодействие Церкви, государства и общества в сфере образования. В нем отмечается, что Церковь является полноправным участником гражданского процесса, выразителем и носителем самобытных религиозных ценностей, не сводимых исключительно к ценностям культурным и национальным. Церковь осуществляет образовательную деятельность при любых формах государственного и общественного устройства, поскольку духовно-нравственное просвещение является одним из ее неотъемлемых свойств, онтологически присущих ей как Богочеловеческому организму.

    В Концепции определены основные формы взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере образования, такие, например, как учредительство, участие в координации образовательной деятельности как через собственно церковные, так и через совместные с государственными и общественными организациями, разработка или экспертиза содержания образования, образовательных программ, экспертиза или участие в экспертизе уровня квалификации педагогических работников, участие в подготовке педагогических кадров, организация научно-исследовательской деятельности в рамках высшего образования, сотрудничество приходов и благочиний Русской Православной Церкви с муниципальными органами управления образованием, создание совместных форм административно-управленческого взаимодействия и др. Всего в Концепции выделено 19 форм взаимодействия Церкви, государства и общества.

    Важное значение, как отмечается в Концепции, приобретает развитие социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций. В рамках этого партнерства в национальных законодательствах многих стран канонической ответственности Русской Православной церкви закреплено право на образовательную деятельность традиционных религиозных организаций, религиозное образование рассматривается как часть образовательной системы страны, а государство обеспечивает условия для реализации прав граждан получать религиозное образование. В Концепции раскрываются особенности образовательной деятельности Церкви в светском государстве, каковым, например, является Российская Федерация.

    Итак, подытоживая свое выступление, хочу подчеркнуть, что предлагаемый на рассмотрение документ «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», на наш взгляд, отвечает на все острые вопросы, которые сегодня существуют в системе образования стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, предлагает пути их решения, определяет формы взаимодействия образовательных организаций Русской Православной Церкви с национальными образовательными системами, сущность и содержание образовательной деятельности Церкви в национальных образовательных системах, особенности взаимодействия с государством и обществом в сфере образования. Церковь не замыкает себя в отдельное образовательное пространство, она открыта для диалога, для сотрудничества, для выполнения своей миссии в этом мире. Представленный документ соответствует статусу церковного документа, выполнен на высоком профессиональном уровне. Хочу поблагодарить всех руководителей Синодальных учреждений, принявших участие в разработке, написании и корректировке данного документа.

    [1] Конце?пция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения[1]; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе[2]; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

    [2] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви приняты Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.

    239 просмотра