Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
22 Января 2015

21.01.201521:16:58
  1  фотография
1 видео

21 января 2015 года Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на открытии форума в Государственном Кремлёвском дворце.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители органов государственной власти! Досточтимые отцы, дорогие братия и сестры!

Сердечно приветствую вас на пленарном заседании XXIII Международных Рождественских образовательных чтений!

От Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации традиционно ждут содержательного рассказа о том, что было сделано в области религиозного образования за минувший год, а также о том, какие намечаются перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

Поскольку одним из значимых направлений является организация Международных Рождественских образовательных чтений, разрешите начать с небольшой статистики, касающейся проведения нынешнего Форума.

Сегодня в этом зале, как мне сообщили, присутствует шесть с половиной тысяч человек.

Это представители 200 епархий из России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран ближнего и дальнего зарубежья.

Участие в Чтениях принимает 135 архипастырей, представители государственных органов власти, руководители отделов религиозного образования и катехизации 169 епархий Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники Синодальных и епархиальных отделов, координирующих все формы служения Церкви.

Наш форум — это уже заключительный этап Чтений. Первый, региональный этап, прошёл в большинстве (137) епархий Русской Православной Церкви с сентября по декабрь 2014 года. Посчитать точное количество участников регионального этапа не представляется возможным, поскольку в рамках этапа проводились не только официальные пленарные заседания и конференции, но и такие мероприятия частного характера, как родительские собрания, классные часы, выставки, конкурсы, разнообразные творческие секции. Всё множество состоявшихся мероприятий было посвящено раскрытию в тех или иных аспектах темы нынешних Чтений: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Сотни тысяч, возможно, миллионы людей были вовлечены в эту интересную просветительскую работу, затронувшую различные направления церковной жизни: образовательную деятельность, церковно-общественные, церковно-государственные отношения и многое другое.

Участники сегодняшнего заседания примут участие в работе 18 направлений, возглавляемых председателями Синодальных структур и Патриарших комиссий. Семь мероприятий пройдёт в этом году на площадке Государственной Думы, три — в Общественной палате Российской Федерации. Всего организовано свыше 160 конференций, секций, круглых столов, семинаров и т.д.

Самым представительным направлением традиционно является «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви», в рамках которого мы обсуждаем наиболее актуальные для нашей общей работы темы.

Работа по воцерковлению, катехизации, приобщению наших современников к православной культуре и традициям, духовно-нравственное воспитание дошкольников, преподавание «Основ православной культуры» в государственной и муниципальной школе, православное общее и высшее образование — все эти направления требуют наших совместных усилий для дальнейшего развития системы православного образования в нашей Церкви.

Одной из главных, основных задач сегодня представляется создание качественной, эффективно функционирующей системы подготовки кадров.

Отрадно отметить, что в настоящее время в этой важной сфере сложилось весьма конструктивное взаимодействие церковных и государственных структур. Для подготовки специалистов используются новейшие, современные технологии и методики. Но вместе с тем хотел бы сделать акцент на том, что особо востребованными сегодня остаются образовательные программы, которые готовили бы первоклассных специалистов, не только отвечающих самым высоким профессиональным требованиям и критериям, но и разделяющих православную систему ценностей, обладающих православным мировоззрением и имеющих христианское отношение к жизни. И это не какой-то сиюминутный каприз — это важнейшее условие успешности и эффективности самого процесса воспитания. Неслучайно выдающийся отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что «процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников — в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний» Как известно, слова побуждают — примеры влекут. Чтобы слова учения не пропали даром, педагог призван подкреплять их личным примером, он сам в первую очередь должен жить теми идеалами и ценностям, которым учит своих воспитанников.

В настоящее время Синодальным отделом создаются базовые методические площадки в различных епархиях по всем направлениям православного образования. Организация таких площадок призвана в том числе поощрить и взаимодействие православных образовательных организаций с региональными Институтами развития образования и педагогическими вузами. Многое в этой работе будет зависеть от сознательности и ответственного отношения к делу конкретных исполнителей, вовлеченных в образовательный процесс, от согласованности наших совместных действий.

Недавно Министерством образования был принят «Профессиональный стандарт педагога», в котором, к сожалению, фактически не были учтены вопросы духовно-нравственного воспитания личности. А ведь именно духовно-нравственное воспитание является важнейшим принципом, краеугольным камнем традиционной педагогики, подтверждения чему мы находим в многочисленных работах отечественных педагогов-классиков.

Осознавая важность сохранения духовно-нравственного компонента в воспитательно-образовательной деятельности, мы разработали «Профессиональный стандарт православного педагога», обсуждению которого посвящены некоторые мероприятия нынешних Чтений.

Взаимодействие с педагогическими вузами и факультетами, научно-педагогическим сообществом по вопросам педагогики, психологии, антропологии и социологии в области религиозного образования — сегодня одно из важнейших направлений нашей работы.

Каждое из звеньев системы православного образования — сфера особого попечения и заботы. Кратко скажу лишь об основных направлениях.

В области КАТЕХИЗАЦИИ основной задачей Синодального и епархиальных отделов религиозного образования становится обобщение опыта, его систематизация и концептуализация. Его Святейшество сегодня в своем докладе обозначил ряд важнейших задач в развитии катехизической деятельности на ближайшую перспективу. Синодальный отдел сейчас готовит документ «Стратегия развития катехизической деятельности для епархий Российской Федерации». В нём будут подробно описаны положения, реализация которых должна привести к формированию эффективной системы катехизации: побуждать оглашаемых и новоначальных членов Церкви к полноценному воцерковлению, активному участию не только в социальных, образовательных и иных церковных проектах, но, в первую очередь, в сакральной жизни Церкви, то есть к участию в Святых Таинствах. В документе предусмотрено создание целой системы катехизации: от краткосрочных огласительных курсов до длительной катехизации после крещения. Уже подготовлен первый вариант документа. После утверждения священноначалием предполагается, что на основе общецерковной стратегии в епархиях будут разработаны соответствующие местным условиям программы развития катехизической деятельности.

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Как отметил Святейший Патриарх, епархиальным отделам религиозного образования и катехизации предстоит серьёзная работа по продолжению апробации документов, регламентирующих деятельность воскресных школ, и практическому мониторингу ситуации в школах. С одной стороны, епархиальная аттестация воскресных школ послужит формированию общецерковного реестра этих учреждений, с другой — аттестация должна содействовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности и материально-технического обеспечения воскресных школ. При этом последняя проблема требует внимания непосредственно со стороны епархиальных архиереев.

Во исполнение решений Архиерейского Собора 2013 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации продолжает курирование проекта по разработке Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ (для детей). К настоящему моменту выпущены основные комплекты по вероучительным дисциплинам для начальной ступени (дети 7-11 лет). Учебные пособия будут презентованы в рамках профильной секции по воскресным школам на нынешних Чтениях.

Особо хотелось бы отметить работу по развитию системы воскресных школ и созданию на их базе центров духовно-нравственного воспитания в Екатеринбургской, Тамбовской и Ханты-Мансийской епархиях. Пример этих регионов достоин всяческого подражания, а ценный опыт — широкого распространения в других епархиях нашей Церкви.

Специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации окажут всю необходимую консультационную и методическую поддержку епархиальным специалистам, несущим послушание в этой области.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 2014 году внимание уделялось выполнению Постановления Архиерейского Собора 2013 года и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по введению занятий духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования. В частности, был пересмотрен и приведён в соответствие с принятым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования действующий «Православный компонент дошкольного образования».

В епархии Русской Православной Церкви были направлены «Рекомендации по организации системной работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» и «Рекомендации по разработке Региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций». Создан и опубликован реестр программ, получивших гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации, по православной культуре для дошкольных образовательных организаций.

Опыт организации в епархиях курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования на базе высших учебных заведений, духовных академий и семинарий показал, что нужно совершенствовать подходы к профессиональной деятельности педагога в целом, развивая различные формы работы с педагогами и не ограничиваясь только обучением методикам преподавания.

Совершенствованию православного дошкольного образования способствовал семинар «Дидактическое и программно-методическое сопровождение дошкольного образования», состоявшийся в Белгороде в апреле 2014 года. В семинаре приняли участие около 400 епархиальных специалистов, которые познакомились с новейшими учебно-методическими, дидактическими разработками в области духовно-нравственного воспитания дошкольников и, надеемся, будут активно использовать полученные знания на практике.

В целом можно свидетельствовать о сложившемся добром соработничестве Церкви и местных органов власти по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Особо хочу отметить работу, которая осуществляется в Белгородской, Ставропольской, Омской митрополиях. Например, в Омской епархии курсы повышения квалификации педагогов проводятся во взаимодействии с монастырями, музеями, театрами, общественными организациями. Безусловно, это способствует повышению не только профессиональной компетенции педагогов, но и их духовно-культурного уровня, что обязательно положительным образом скажется и на воспитательно-образовательном процессе.

Сегодня, когда дошкольное воспитание вновь стало органичной частью системы общего образования, важно наладить конструктивное взаимодействие епархий Русской Православной Церкви и самих дошкольных образовательных учреждений. Это взаимодействие должно быть направлено на создание и развитие различных образовательных форм: от православных групп и факультативов до полноценных дошкольных учреждений, интеграции духовно-нравственного компонента воспитания детей в систему дошкольного образования. Хотел бы особо подчеркнуть: усилия по развитию этого сотрудничества должны быть двухсторонними, взаимными.

В то же время обращаю ваше внимание на образовательные организации, как дошкольные, так и общего образования, которые называют себя православными, не имея конфессионального представления. К большому сожалению, таких учреждений остается немало до сих пор. Безответственность в этом вопросе, нежелание со стороны администраций данных учреждений обременять себя трудами по согласованию своих программ с рекомендуемыми Церковью, а также трудами по подготовке необходимых для этого документов совершенно недопустимы и требуют скорейшего исправления!

ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ

2014 год стал временем активной переаттестации православных общеобразовательных организаций. В целом за истекший период впервые прошли аттестацию, а также были переаттестованы 65 православных школ, гимназий и дошкольных образовательных учреждений. К сожалению, всё ещё сохраняется парадоксальная ситуация, когда новообразованная православная школа или гимназия получает государственную лицензию и аккредитует свои программы, но при этом не имеет основного документа — конфессионального представления Русской Православной Церкви. Налицо незнание законодательных актов со стороны тех, кто руководит школой. А это незнание приводит впоследствии к серьёзным проблемам вплоть до приостановки образовательной деятельности данных организаций.

Обращаюсь к епархиальным архиереям, а также ко всем, кто имеет непосредственное отношение к деятельности частных образовательных организаций: в феврале 2015 года планируется принятие новой редакции «Положения о выдаче конфессионального представления», которое в соответствии с принятыми государственными нормативно-правовыми актами регламентирует процесс конфессиональной аттестации. Это положение обязательно для всех частных образовательных организаций, реализующих религиозный компонент.

Не менее острая проблема — финансирование частных школ и гимназий. В современных условиях норматив финансирования определяют субъекты Федерации, однако в подавляющем числе случаев расчёт норматива для негосударственных и муниципальных образовательных учреждений разный. Принцип подушевого финансирования — не в пользу частных образовательных организаций, к которым относятся и все православные школы и гимназии. В связи с этим епархиальным отделам религиозного образования и катехизации во взаимодействии с региональными органами управления образованием нужно тщательно прояснять вопросы финансирования негосударственных образовательных организаций, оказывать всяческое содействие православным школам.

Хорошим примером развития соработничества Церкви и государственных и общественных организаций, одной из форм расширения нашего сотрудничества, распространения знаний о православной вере и традициях являются ежегодно проводимые Синодальным отделом КОНКУРСЫ:

  • Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», проводимый совместно с Министерством образования Российской Федерации;
  • Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»;
  • В этом году состоялся особый конкурс, посвящённый 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В нём приняли участие не только юные художники, но и молодые писатели и поэты. По итогам Конкурса были организованы четыре выставки, был снят анимационный фильм, а также выпущен каталог и книга лучших стихов и рассказов, проиллюстрированная рисунками участников и победителей конкурса.
  • Очевидное подтверждение успешной реализации задач, стоящих перед этими конкурсами, — их постоянно расширяющаяся география и возрастающее количество участников.

    Так, с начала проведения конкурса «Красота Божьего мира» число присылаемых на Конкурс работ возросло в десять раз: с 253 в первый год до почти 2500 работ в этом году. Уже несколько лет этот конкурс имеет статус международного проекта. В этом году мы будем награждать победителей в Государственной Думе Российской Федерации в рамках открытия Рождественских Парламентских встреч.

    Девять лет существует и активно развивается Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». Работы педагогов — участников конкурса — составили обширную базу данных по самым разнообразным направлениям деятельности в области духовно-нравственного воспитания. Важный качественный показатель — ежегодно увеличивающееся количество работ, посвящённых «Основам православной культуры».

    Традиционно обращаюсь к собратьям-архипастырям, представителям органов государственной власти, пастырям, педагогам и воспитателям с просьбой оказывать всемерную поддержку этим значимым церковно-государственным проектам.

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    Говоря об успехах в сфере выстраивания системы взаимодействия Церкви, государства, семьи и школы в преподавании «Основ православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ, нельзя не обратить внимания и на остающиеся пока нерешёнными проблемы.

    Существенного улучшения требует работа епархий в обеспечении преподавания ОПК в Сахалинской области, Камчатском крае, Башкирии, Карелии, некоторых других республиках, в том числе и в Татарстане, где продолжает действовать негласный административный запрет на выбор родителями как ОПК, так и Основ исламской культуры. Такую ситуацию невозможно назвать здоровой. И мы будем делать все возможное, чтобы право на православное образование и духовно-нравственное воспитание в школе соблюдались в любом регионе Российского государства.

    В этом году, к сожалению, мы не продвинулись в вопросе расширения преподавания ОРКСЭ по ступеням и годам обучения в школе. И об этом скажу особо.

    С одной стороны, в обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение к перспективам возможного расширения преподавания ОРКСЭ в школе. Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России. Поэтому мы ожидаем, что, по крайней мере, в наступившем году, этот процесс, наконец, будет запущен. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы обрекать этот важнейший проект на стагнацию и обесценивать саму идею введения духовно-нравственного компонента в школьное образование. Уверен, это обмануло бы ожидания миллионов людей, надеющихся на возрождение лучших традиций отечественного образования и достойное воспитание своих детей.

    Духовно-нравственная составляющая воспитания, реализующаяся через приобщение детей к традиционным духовным ценностям в школе, является необходимой, неотъемлемой частью общего образования, «педагогической аксиомой», как говорил об этом еще Константин Дмитриевич Ушинский, ибо «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще». Ему вторит и Сухомлинский: «Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. <…> Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия».

    С другой стороны, следует отметить, что для успешного осуществления программы нужен постоянный мониторинг качества преподавания курса религиозных культур и светской этики в регионах: мониторинг качества подготовки учителей — о важности этого вопроса я уже говорил ранее. Необходимо отслеживать и качество учебно-методического обеспечения, взаимодействия конфессий и светских структур. Именно эти условия в первую очередь влияют на результаты образования по курсу ОРКСЭ.

    Восстановление традиционного религиозно-нравственного компонента обучения и воспитания в российской школе — это соборное дело всего нашего народа, в современных условиях — жизненно важное для всех дело. Только просвещённое, воспитанное на традиционных ценностях молодое поколение наших сограждан будет способно стать прочной основой для формирования единого, духовно крепкого и нравственно здорового общества в будущем.

    Восстановление духовно-нравственного образования в российской школе сегодня определяет то, какие возможности будет иметь наше государство и наш народ в отстаивании своего духовного суверенитета завтра. Без этого образования, без правильного выстраивания системы ценностей любой народ оказывается легко подверженным различным смутам, разделениям и социальным настроениям.

    Будем помнить слова апостола Павла: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны… такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17-18). Не забудем также и того, что на протяжении столетий именно Русская Православная Церковь объединяла и духовно укрепляла наши народы, вносила огромный вклад в мирное и созидательное развитие Отечества.

    Святейший Патриарх Кирилл сегодня говорил, что Рождественские чтения — это форум, который позволяет нам говорить от лица всей Церкви. Почтительно поддерживаю поручение Святейшего Владыки внести в Итоговый документ Чтений тезис о скорейшем начале конструктивной работы по расширению преподавания религиозных культур и светской этики на все ступени образования. Хочу попросить вас содействовать решению этого вопроса на местах — прежде всего, развивая преподавание Основ православной культуры в школах во всех формах, в том числе по разным годам обучения за счёт регионального и школьного компонента образовательного процесса. Это позволит лучше подготовить базу, условия, чтобы успешнее расширять ОРКСЭ, когда соответствующее решение будет принято. Обращаюсь и к представителям органов власти всех уровней с просьбой содействовать осуществлению этого важного, поистине государственного значения проекта, от реализации которого, в конечном счете, зависит духовно-нравственный климат в обществе, в котором нам предстоит жить через 10-15 лет.

    В заключение хотел бы сказать следующее. В первом, общем для всех модулей курса ОРКСЭ, уроке «Россия — наша Родина» есть такие замечательные слова о религиозных культурах и морально-этических нормах: «Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого…»

    Не будем же лишать наших детей и молодёжь возможности всё время своего духовно-нравственного и интеллектуального возрастания приобщаться к этим вечным и прекрасным ценностям.

    Сердечно благодарю вас за внимание.

    114 просмотра