Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
Адрес новости: http://www.rostoveparhia.ru/
22 Декабря 2014

22.12.201416:58:17
  1  фотография
0 видео

«Мы должны знать имена явивших беспримерное мужество и непоколебимую стойкость стояния в истинах Православной веры. Не знать об этом мы просто не имеем права».

1. По итогам Архиерейского собора 2013 решено создать Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем, на Ваш взгляд, важность формулирования такой общецерковной позиции?

– Безусловно, решения, принимаемые на Соборах, диктуются самой жизнью. Реализация постановлений Поместных и Архиерейских Соборов необходима в каждом направлении деятельности Русской Православной Церкви. На Дону эта работа осуществляется в полном соответствии с требованиями Священноначалия, это же касается и проблемы канонизации святых, вопросами которой, по благословению Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, занимается специально созданная Комиссия.

Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской ставит себе задачу информационного обеспечения нашего общества, благодаря чему станет возможным знание современной истории Русской святости. Подвиг веры и благочестия святых, в нашем отечестве просиявших, должен стать примером для подражания на все времена. В стремлении быть похожими на тех святых, которые еще недавно жили среди нас — путь духовной жизни современной Церкви.

Для нашего времени характерна некая духовная расслабленность, своего рода духовная «спячка», в которой пребывают, к сожалению, очень многие. В обществе, где нет видимых гонений на Церковь, решительно отсутствует потребность таких в высшей степени благочестивых качеств, как твердость и мужество веры. Возникает вопрос — если нас не заставляют отрекаться от Христа, не ведут на казни, пытки и муки за нашу веру, то и качеств, которые необходимы для мужественного исповедания Православия нам не надо? Может быть, мы уверены, что гонения подобного рода в будущем не повторятся? Предположить все это ни один честный человек не может. Тем более, из истории мы знаем, что времена гонений всегда приходят неожиданно, так, как если бы мы спали и вдруг проснулись совсем в другой реальности. Те святые отцы, о которых мы узнаем в процессе исследования, казалось бы, как и все остальные, были застигнуты врасплох, они и предположить не могли, что им когда-то предстоят такие страдания, такая мука, что выразить невозможно. Но так случилось, что они вошли в нашу историю, как величайшие столпы в утверждении истины Христовой, только благодаря вышеуказанным качествам, позволившим им сподобиться величайшей чести — пострадать и умереть за Православную веру. Значит это ни много ни мало — обрести спасение и жизнь вечную в Царствии Небесном. Теперь спросим себя, похожи ли мы на них? Готовы ли мы в свое время последовать за ними и на пытку и на муку? Говорим ли мы себе как апостол Петр: «Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти» (Лк. 22:31-33)? Я думаю, что эти вопросы должен задать себе каждый. Восполнением нашей недостаточности в данном случае должны стать примеры жизней наших святых, особенно новомучеников и исповедников Российских. Пусть об этом много написано и сказано, но примеров подобного рода всегда будет недостаточно. Известное многотомное сочинение игумена Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» - открыто для каждого, кто желает знать святых своей Церкви. Ведь знание это необходимо прежде всего потому, что святые – это знамя нашей веры. Мы веруем сами и хотим, чтобы эта вера была достоянием наших детей, родных и близких, всего нашего общества. Показать эту веру в своем лице — долг каждого православного христианина. И здесь достоинство православной личности стяжается посредством узнавания жития святых.

2. Отец Владимир, расскажите, как представители общественности участвуют в деятельности Комиссии по канонизации святых Донской митрополии?

— Как обязательное условие необходимого уровня компетенции в работе нашей Комиссии — является широкое привлечение общественности, в том числе церковной, архивной, вузовской, волонтерской и прочей. Каким образом это происходит? По мере открытия доступа к некогда закрытой информации, люди все больше узнают о недавнем своем прошлом. При этом, прикасающимся к этой истории открываются удивительные обстоятельства — репрессированные подвергались не просто ущемлению прав, но и лишению жизни. Сначала они томились в заключении, потом их долго и мучительно пытали и, в конце концов — расстреливали. Узнаются и те обстоятельства, что репрессии имели место не только по политическим соображениям, но, что самое главное, — по религиозным, за веру. За то, что не предали своих убеждений, наиважнейших христианских смыслов и ценностей, следованию которым посвящали жизнь. Наиболее полную информацию по интересующей проблеме дают государственные архивы и, прежде всего — архив Управления федеральной службы безопасности по Ростовской области. Взаимодействуя с данными структурами, представители нашей Комиссии могут получать необходимую информацию, на основании которой делаются заключения и составляются определенные мнения о характере подвигов пострадавших в годы гонения. При работе с материалами следственных дел необходимо вычленить из этой истории политическую и религиозную составляющие: где – это жертва политических репрессий, а где – подвижник благочестия и чистоты, мученик или исповедник веры Христовой. Сбором и систематизацией необходимой информации в рамках деятельности Комиссии по канонизации занимаются самые разные представители общественности, можно сказать, все неравнодушные к вопросам отечественной истории святости.

Несмотря на это, зачастую проблема канонизации остается открытой. Это связано с тем, что архив, находящийся в ведении Федеральной службы безопасности, не имеет законодательной базы, а значит, права выдавать необходимую информацию в требуемых синодальной Комиссией объемах. Так максимум, который мы можем получить в свое распоряжение – это фрагменты материалов следственных дел интересующих нас лиц. Эти фрагменты – очень ценные, но, к сожалению, недостаточные, чтобы на их основании сделать окончательный вывод по проблеме канонизации. Отсюда сама эта проблема остается открытой. Мы надеемся, что в рамках созданного Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, будут решаться в том числе и данные проблемы.

3. Как проходит процесс канонизации святых Донской земли? Что является достаточным основанием для их причтения к лику местночтимых?

— Как уже было сказано, канонизация святых — проблема острая. Всем, кто приступает к ее решению, поначалу свойственна некая эйфория в представлении о том, что есть святость. Дело кажется простым и ясным. Но это так только на первый взгляд. Прежде, чем будет написано житие святого, как икона его жизни, должно быть составлено точнейшее исторически поверенное жизнеописание. Для чего получаемую из известных источников – архивов, информацию о лицах, репрессированных в 20-40 годы, необходимо тщательно исследовать, обработать, проанализировать. Здесь надо иметь ввиду то обстоятельство, что одна часть дел засекречена и охраняются Российским законодательством, а другая — рассекречена частично и предоставляется с ограничениями. В идеале, для решения поставленной задачи, мы, как это было пять лет назад, должны обладать всей полнотой имеющейся в архиве информации по данному лицу. Тогда, рассматривая следственные материалы репрессированного священника, мы обращаем внимание на то, как данный человек вел себя на допросах, а именно — «сотрудничал» ли со следствием, вынуждающим его сознаваться в несодеянном, в контрреволюции, к которой он не имел ни малейшего отношения. Как правило, нашему взору открывается величественный образ несгибаемого ни при каких обстоятельствах достойнейшего представителя Церкви Христовой. В данном случае, не имеет место не только оговор других лиц, якобы являющихся соучастниками, но и самого себя. Отстаивается право быть не только честным гражданином своей страны, но и честным священником Русской Православной Церкви. В конце концов, преодолевая все соблазны и искушения, сохраняя высокое достоинство православного священника, осуждаемый приговаривается к расстрелу. И здесь бескомпромиссность и принципиальность в заведомо надуманных, несправедливых делах, целью которых было физическое уничтожение Церкви, является важнейшим критерием в решении проблемы канонизации святых. С этой точки зрения, батюшка может и должен быть представлен как кандидат для канонизации в лике святых мучеников.

Говоря о подвижниках веры и благочестия нужно признать, что в настоящее время многие публикации на это счет страдают наличием исторических неточностей, включающих в себя апокрифические сюжеты или односторонне излагающих сомнительные факты и события. Поэтому при составлении жизнеописания подвижника следует изучить все обстоятельства его жизни и церковного подвига. Как и прежде, основными критериями святости признаются безукоризненное православие, высокая христианская подвижническая жизнь во Христе, чудеса и благодатная помощь по молитвенному предстательству праведника при жизни и особенно после смерти, всенародное почитание его верующими. Недостаток информации по всем этим вопросам является наиболее общим обстоятельством затрудняющим принятие решения в пользу прославления в лике как местночтимых, так и всецерковно почитаемых святых. В архивах на сегодняшний день остается еще десятки и сотни подобных дел, требующих подробнейшего изучения. Ведь это не просто жертвы террора, это святые, образцы веры, как совершенного христианства.

Говоря о том, что касается лика мучеников и о возможности их прославления как местночтимых, надо отметить, что на сегодняшний день такой практики в Церкви не существует. Это потому, что мученичество — высший род святости — свидетельство крови об истине Христа. Поэтому же канонизация мучеников, в отличие от лика праведников, к примеру старца Павла Таганрогского, предполагает исключительно всецерковное прославление.

На данном этапе важнейшим направлением в деятельности Комиссии, как нам представляется, будет сбор данных для написания общего мартиролога, так называемой Книги Памяти, где будут представлены имена всех невинных жертв богоборчества на Дону. Книга Памяти – масштабный проект Комиссии по канонизации святых Донской митрополии, в ней будут запечатлены все эпизоды репрессий, страшного покушения на Церковь, физическую жизнь ее служителей. Никогда не было столь страшных гонений на Церковь, как в 20 веке. И, конечно же, об этом должны знать все. В этой работе мы надеемся на плодотворное сотрудничество со всеми здоровыми силами общества, дабы не были преданы забвению имена и жизнь наших святых сродников. Может быть, проблема канонизации не решится так быстро, как нам того хотелось, но мы уверены, что Собору святых Донской митрополии непременно быть. И да поможет нам в этом Господь Бог»!

Беседовала Виктория Алтунина

72 просмотра