Новости Читинской и Краснокаменской епархии

«Светскость образования и преподавание курса ОРКСЭ»

Источник информации: Читинская епархия
30 Марта 2018
27 марта 2018 г. состоялись V Забайкальские краевые педагогические чтения, посвященные 80-летию высшего педагогического образования в Забайкальском крае, в рамках которых работала секция «Светскость образования и преподавание курса ОРКСЭ: вызовы времени, противоречия и решения проблем». Работой секции руководили доценты кафедры педагогики, к.п.н., О. С. Наумова и Е. Ю. Полковникова. Среди тринадцати участников секции были руководитель отдела религиозного образования и катехизации Читинской епархии протоиерей Павел Матвеев, учителя из Нерчинского и Улетовского районов, Хилка и Читы, магистранты профессиональной образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание» ФГБОУ ВО ЗаБГУ, студентка 5 курса профиля «Иностранные языки» направления «Педагогическое образование» ФФиМК. В программу работы секции были включены 16 докладов, из которых участники представили 6 докладов и 1 мастер-класс.

Работу секции было предложено вести по четырем направлениям, отражающим содержание включенных в программу докладов:
1. Актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе.
2. Учитель ОРКСЭ 21 века.
3. Духовно-нравственное воспитание в системе: Школа - Православная гимназия – Воскресная школа – Социум.
4. Мониторинг результатов духовно-нравственного воспитания.

Докладчики представили личный опыт организации и осуществления духовно-нравственного воспитания и своё видение, каким должен быть учитель, занимающийся проблемами духовно-нравственного воспитания. Наиболее противоречивыми вопросами оказались организация духовно-нравственного воспитания в школе, выбор модуля учебного курса ОРКСЭ. Было отмечено, что в школах не всегда проводятся родительские собрания для выбора родителями и законными представителями учащихся конкретного предмета для изучения школьниками: одного из четырёх модулей, посвящённых культуре традиционных религий России (православия, ислама, иудаизма, буддизма), "Основы мировых религиозных культур" или "Основы светской этики". Последнее слово при определении одного из шести направлений курса в условиях школьного единоначалия часто остаётся за руководителями (администрацией) образовательного учреждения, которые отдают приоритет основам светской этики. Другой важной проблемой, обсуждаемой в процессе работы секции, стал вопрос сочетания гуманно-личностного и авторитарного подходов к воспитанию школьников. Участники дискуссии обратили внимания на этические аспекты духовно-нравственного воспитания, необходимость воспитания нравственных качеств личности и формирования этики поведения детей, которые предполагают не только диалоговые методы воспитания, но и четкие требования к личному соблюдению этических норм.
Протоиерей Павел Матвеев, говоря об актуальности духовно-нравственного воспитания, обратил внимание на ряд опасных для современной молодёжи и общества проблем: нивелирование духовных и нравственных ценностей, падение общей культуры человека, суицидальное поведение, гей-парады и др. Культурологический курс ОРКСЭ в этом свете приобретает для духовно-нравственного воспитания школьников особое значение. Всех участников работы секции протоиерей Павел Матвеев призвал прилагать усилия в области духовно-нравственного воспитания, вести просветительскую работу, трудится над решением проблемы духовного и нравственного совершенствования личности, роста духовно-нравственной культуры нашего общества.
Все участники секции приняли активное обсуждение поставленных вопросов, выразили озабоченность по поводу состояния духовно-нравственной культуры общества и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В завершении работы секции учитель ОРКСЭ СШ № 47 г. Читы Е. В. Дробная представила мастер-класс «Урок ОРКСЭ по теме «Православные традиции и семейные ценности. Семья – малая церковь». Все участники отметили высокий профессионализм и мастерство учителя. Результатом работы секции стали предложения по дальнейшему сотрудничеству и обмену опытом в области духовно-нравственного воспитания, было предложено также представлять рабочие программы курса ОРКСЭ.
Позитивным моментом в завершение работы секции стала общая фотография на память.