Новости Читинской и Краснокаменской епархии

24 Июня 2013

23.06.2013

23 июня 2013 г. Святая церковь отмечает День Святой Троицы или Пятидесятницу, 24 июня – день Святого Духа. Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы — сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова.

В Казанском кафедральном соборе г. Читы праздничную Божественную Литургию совершил архиепископ Читинский и Краснокаменский Евстафий.

Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы. Вот как описывается то, что произошло в Книге Деяний святых Апостолов. На пятидесятый день после Воскресения Христова, через десять дней после Его Вознесения на небо, ученики Иисуса собрались вместе. Апостолов было по-прежнему двенадцать, потому что вместо Иуды, предавшего Христа, двенадцатым избрали Матфия. В этот день в Иерусалиме собрались не только ученики Христа. В этот день в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу – праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского плена. Этот праздник особо почитали в Древнем Израиле, поэтому в Иерусалим пришли люди "из всякого народа под небом" (Деян. 2. 5). Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, были в горнице, то, как сказано, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2. 2-4).

Ветер, огонь, шум небесный были знаками, видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии Святого Духа на апостолов они получили особые дары – дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

Как рассказывается в Книге Деяний святых Апостолов, когда вдруг, после сделавшегося шума, ветра и сошествия огненных языков, апостолы заговорили на "иных языках", и даже на наречиях всех тех, кто в этот праздничный день собрался в Иерусалиме, то многих это не просто удивило. Кто-то стал насмехаться над апостолами, говоря, что "они напились сладкого вина" (Деян. 2. 13). Но Петр, встав с одиннадцатью апостолами "возвысил свой голос", и начал проповедь. Петр говорил о том, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, Которого распяли, воскрес из мертвых, на сороковой день по Воскресению вознесся на небо, и сейчас излил на апостолов Святого Духа. Проповедь Петра так подействовала на слышавших ее, что многие уверовали и начали спрашивать: "Что же нам делать?" И Петр ответил: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и Вы получите дар Святого Духа" (Деян. 2. 38). Уверовавших во Христа и охотно принявших в тот день крещение оказалось около трех тысяч.

День Святой Троицы – день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени было явлено Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, исшедший от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, именно так раскрылось таинство единства Святой Троицы.

Праздник Троицы считают также и днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь "о великих делах Божьих" (Деян. 2. 11) среди разных народов – каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол - дословно с греческого означает "посланник").

Накануне Праздника Троицы верующие отмечают Троицкую вселенскую родительскую субботу. В этот день Церковь особо поминает людей, по каким-либо причинам не получившим христианского погребения, например, пропавших без вести или погибших в водной пучине. День вселенского поминовения усопших установлен перед Праздником Троицы для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в мертвых, и в живых, и что для Бога все живы.

По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, до дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся, но вечером в Праздник Троицы коленопреклоненно читаются молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; в этих молитвах мы просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших: "да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойнее".

В этот день храмы украшают травами и зелёными ветками берёзы, прихожане приносят цветы и зелень на праздничную службу. Это символизирует обновление души.

Владыка Евстафий по окончании Божественной Литургии поздравил прихожан с праздником. В своем поздравлении он отметил, что «благодать Святого Духа дается нам с момента крещения. И эту благодать мы должны сохранять и осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, за благодать, которую получаем в таинстве Святого Причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами — обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа — молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью через добрые дела и через добрые слова со всеми людьми».