Новости Читинской и Краснокаменской епархии

Источник информации: Читинская епархия
22 Января 2019
22 января ключарь кафедрального собора протоиерей Роман Витюк провел занятие с преподавательским составом ЧСВУ МВД на тему о географических ареалах ведущих мировых религий, современных тенденциях развития религиозного пространства и влиянии религиозной обстановки в современной России на криминогенную ситуацию. Отец Роман рассказал о том, что, несомненно, криминальный аспект жизни человеческого общества может быть обусловлен различными факторами из области этнографии. Например, мы представляем себе, что такое «чисто английское убийство» или, к примеру, «ограбление по-...». В отношении религиозных характеров все не так прямолинейно. Православным может вспомниться в этой связи притча о разбойнике, ограбившем богомолку, шедшую к пасхальной службе. Когда его поймали и спросили, почему он не взял яички, он ответил, что «еще не кончился пост» и «яйца не освящены в церкви». В рассказе Н.С. Лескова «На краю света» очень психологически ярко охарактеризовано отношение представителей малых коренных народов Сибири к христианизации в 19 веке как к разрушению традиционной системы нравственности. Неумелое и тенденциозное государственное миссионерство приносило в то время свои горькие плоды. Покаяние превратно понималось как разрешение на грех, который все равно потом священник простит. Очень интересный материал об отношении бурят-буддистов к недостаткам русского православия содержится в воспоминаниях архимандрита Спиридона (Кислякова), служившего священником и миссионером в Чите, «Из виденного и пережитого». Что касается преступности, связанной с религиозной традицией ислама, можно выделить такие негативные аспекты, как тенденция распространения и употребления наркотических веществ - как компенсация запрета алкогольных напитков. Также, с радикальным исламом в наше время обычно связывают деятельность террористических групп. Известно, что несколько лет назад лидер читинской мусульманской общины был арестован и осужден за хранение взрывного устройства. Этимология слова «религия» - от латинского religare — что означает «связывать», либо reelegere – воссоединять. Суть религии – связь и соединение с духовным миром, представление и учение о духовном мире. Нравственная составляющая присутствует в религии как необходимое условие познания Бога «Блаженны чистые седцем, потому что увидят Бога» (Мф. 5:8). Все религиозные традиции в своей основе имеют некий фундамент нравственности - «естественный закон», который в библейской традиции можно отождествить с Десятью заповедями. Никакая религия, кроме нетрадиционных деструктивных культов, не учит безнравственности. Но, к сожалению, радикальные элементы могут спекулировать и манипулировать религиозным сознанием для достижения своих целей, чему, конечно же, противостоят и представители традиционных религий, и правоохранительные органы. По данным ФСИН, местах лишения свободы уровень религиозности вдвое выше, чем на свободе. Атеистические полемисты трактуют это как аргумент против религии: среди религиозных людей, якобы, преступность выше. На самом деле, выше потребность к исправлению, которая мотивируется, в том числе, религиозно. Данных, что эти люди были верующими до того, как попасть за решетку, нет. ФСИН: нарушителей режима и не вставших на путь исправления среди верующих практически нет. Религия снижает уровень агрессии. В русской истории известны факты основания монастырей и храмов раскаявшимися разбойниками (Оптина пустынь). В традиционных обществах (в России больше всего это народы исламской традиции), где крепки религиозные устои, уровень преступности ниже. В современном мире сложно точно вычислить численность представителей религиозных традиций. По данным википедии, христиан всех больше - треть населения Земли. Мусульман — 23%, индуистов 15%, атеистов 11-16%, буддистов — 7%. Численность верующих в России по разным методикам подсчета сильно различается: количество воцерковленных и регулярно причащающихся — в пределах статистической погрешности, количество относящих себя к христианской культурной традиции — до 80%. Большинство преступлений противоречит нормам любой религиозной морали, Жаль что Библию можно свободно читать в тюрьме, но нельзя так же свободно в школе. Если бы преступники имели возможность получить христианское воспитание, то вряд ли попали бы в тюрьму. Отношение Церкви к проблемам, связанным с преступлением и наказанием отражено в фундаментальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».