Новости Читинской и Краснокаменской епархии

'Лето Господне'

Источник информации: Читинская епархия
14 Сентября 2018
Положение о проведении Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» в 2018-2019 гг.
1. Общие положения
1.1. Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» на соискание премии за лучшую творческую работу среди учащихся образовательных учреждений на территории Российской Федерации и за рубежом (далее Конкурс) учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1.2. Проведение Конкурса призвано содействовать формированию устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры.
1.3. Конкурс проводится ежегодно и является публичным.
1.4. Проведение Конкурса предполагает:
- равные условия для всех участников;
- освещение в средствах массовой информации;
- неразглашение сведений о результатах Конкурса ранее даты их официального объявления;
- публикацию лучших произведений участников Конкурса.
1.5. Положение о Конкурсе и все вносимые в него изменения, а также состав Конкурсной комиссии и Экспертного совета утверждаются Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви.

2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цели конкурса:
- развитие творческого потенциала подрастающего поколения на основе духовной традиции отечественной культуры;
- развитие культуры чтения и интереса к русской литературе;
- популяризация творчества писателей, следующих духовной традиции отечественной культуры;
- содействие формированию у юных писателей творческих навыков, направленных на сохранение и развитие лучших традиций русской литературы.

2.2. Задачи конкурса:
- поддержка одаренных, творчески мыслящих детей и подростков;
- развитие творческого потенциала участников Конкурса;
- популяризация русского языкового и литературного наследия в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья;
- содействие приобщению детей и подростков к православной культуре и традициям Церкви.

3. Учредители и организаторы Конкурса
3.1. Учредителем и организатором Конкурса является Издательский совет Русской Православной Церкви (далее: Издательский совет).
3.2. Администрирование мероприятий Конкурса выполняет АНО «Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского».
3.3. Издательский совет привлекает партнеров для организационного, информационного и методического сопровождения Конкурса.
3.4. Издательский совет формирует Конкурсную комиссию, Экспертный совет и Отборочную комиссию.
3.3.1. Издательский совет:
- обеспечивает методическое и информационное сопровождение Конкурса;
- координирует деятельность Конкурсной комиссии, Экспертного совета и Отборочной комиссии;
- готовит итоговый отчет по результатам проведения Конкурса.
3.3.2. Конкурсная комиссия:
- определяет финалистов по результатам оценки работ заочного этапа;
- определяет победителей по результатам оценки работ очного этапа.
В состав Конкурсной комиссии входят деятели науки, культуры и искусства, писатели, литераторы, священнослужители и общественные деятели.
3.3.3. Экспертный совет:
- оценивает работы, представленные на Конкурс;
Состав Экспертного совета формируется из преподавателей русского языка и литературы, привлеченных специалистов и экспертов.
3.3.4. Отборочная комиссия:
- определяет перечень кандидатов в финалисты Конкурса на основе результатов оценки работ заочного этапа Экспертным советом.
Состав Отборочной комиссии формируется из сотрудников аппарата Издательского совета и привлеченных экспертов.

4. Условия проведения Конкурса
4.1. Предметом Конкурса являются индивидуальные творческие литературные работы на русском языке, соответствующие требованиям данного Положения.
4.2. Творческие работы принимаются для участия в Конкурсе с 1 сентября по 1 декабря 2018 года.
4.3. Участники Конкурса распределяются по трем возрастным группам, соответствующим: 6-7 классам, 8-9 классам, 10-11(12) классам.
4.4. Участниками Конкурса могут быть учащиеся (студенты) образовательных учреждений (школ, гимназий, колледжей, лицеев), а также воспитанники воскресных школ, учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья не старше 18-ти лет.
4.5. Участникам Конкурса предлагается ознакомиться с тематическим планом (Приложение №2), включающим ключевые тематические направления и возможные темы творческих работ, а также ознакомиться с примерными жанрами творческих произведений (Приложение №2). Выбранные жанр и тема конкурсной работы указываются при заполнении анкеты участника на сайте Конкурса. Раскрытие темы и соответствие выбранному жанру творческой работы учитывается при оценке работ Советом Экспертов.
4.6. Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету участника (Приложение №1) на сайте Конкурса (https://letogospodne.ru/join/) и приложить к ней творческую работу, оформленную в соответствии с п.5.1.
Персональные данные участников Конкурса являются конфиденциальной информацией и не могут быть переданы третьим лицам. Работы не рецензируются и не возвращаются.
4.7.Информация о Конкурсе размещена на сайте (http://www.letogospodne.ru).
4.8. Издательский совет оставляет за собой право не рассматривать работы, не соответствующие требованиям Положения, не вступать в переписку с участниками и не объяснять причины отказа.

5. Требования к конкурсным работам
5.1. Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде:
- в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5;
- поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа;
- объем конкурсной работы не должен быть менее 5000 знаков с пробелами (3 страницы формата А4) и не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц А4).
5.2. Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по трем группам критериев:
- творческие достоинства работы (до 10 баллов):
a. оригинальность творческой идеи;
b. самостоятельность мышления, наличие авторской позиции;
c. полнота раскрытия темы;
d. способность к анализу;
e. глубина эмоционального и эстетического воздействия;
- литературно-художественные достоинства работы (до 10 баллов):
a. выдержанность стиля, соответствие выбранному жанру;
b. последовательность изложения;
c. смысловая цельность, связность;
d. яркость и образность письменной речи;
e. композиционная стройность;
- соблюдение правил и норм русского языка (до 5 баллов)
Итоговая рейтинговая оценка складывается из суммы полученных баллов.

6. Порядок проведения Конкурса
6.1. Конкурс проводится в два этапа.
6.1.1. В рамках первого (заочного) этапа Издательский совет проводит предварительный анализ работ на предмет соответствия заявленной теме и оригинальности. Работы проходят проверку через электронную систему «Антиплагиат».
6.1.2. Экспертный совет оценивает работы в соответствии с п.5.2 данного Положения. По результатам оценки Отборочная комиссия формирует рейтинг работ, Конкурсная комиссия определяет число финалистов (отдельно по каждой группе) и приглашает их для участия в заключительном этапе Конкурса.
6.1.3. Второй (очный) этап Конкурса проводится в Москве в третьей декаде марта (в дни весенних школьных каникул). Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием финалистов Конкурса и одного сопровождающего лица для каждого участника заключительного этапа, оплачиваются Учредителем Конкурса.
6.1.4. В рамках второго (очного) этапа финалисты пишут итоговую конкурсную работу.

7. Подведение итогов Конкурса и награждение победителей
7.1. Конкурсная комиссия подводит итоги Конкурса и определяет победителей, занявших 1-е, 2-е и 3-е место в каждой из трех возрастных групп.
7.2. Победители Конкурса награждаются дипломами первой, второй и третьей степени и ценными призами.
7.3. Все финалисты награждаются дипломами участника заключительного этапа Конкурса и памятными подарками.
7.4. Образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей, занявших 1-е место в каждой из трех групп, награждаются дипломами и специальными призами.
7.5.Итоги Конкурса публикуются на сайте (http://www.letogospodne.ru).
7.6. Творческие работы победителей будут опубликованы на сайте Конкурса, в литературных журналах, в средствах массовой информации и отдельных сборниках произведений.

Ключевые тематические направления и возможные темы
творческих работ*
I. Священное Писание как основание русской литературы.
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов, сюжетов Нового Завета и житий святых в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества. Заповеди блаженства в литературных произведениях. Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
II. Тысячелетие веры.
Крещение Руси. Православная вера – духовная основа русской культуры. Духовное единство русского мира. Собирание земель и их защита. Духовный идеал князя-миссионера. Образ благоверного князя в русской литературе и в народном творчестве. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Православие – образ жизни и духовная основа мировоззрения русского человека. Россия, Беларусь, Украина – Святая Русь. Киев – мать городов русских. Русские писатели и мыслители о Крещении Руси. Жизнь как подвиг, на примере святых воинов – Великого князя Владимира, Александра Невского, Димитрия Донского, Феодора Ушакова, Александра Нахимова, Дмитрия Карбышева.
1030-летие Крещения Руси празднуется в 2018 году. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освящена была светом христианской веры. Его усилиями Русская земля приняла православие, и это событие предопределило весь ход нашей дальнейшей истории.
Крещение Руси не только определило путь духовного становления и развития русского народа, но и ключевым образом повлияло на формирование основ отечественной культуры, письменности. «Мы должны в полной мере осознать тот знаменательный факт, что нашим братским литературам – украинской, белорусской и русской – исполнилась тысяча лет. – пишет выдающийся русский ученый академик Д.С. Лихачев. – Почему мы должны это осознать? Что за обязанность лежит на нас? Прежде всего это наш долг перед нашими героическими предками. Литература внезапно поднялась как огромный защитный купол над всей русской землей, охватила ее всю – от моря и до моря, от Балтийского до Черного, и от Карпат до Волги».
III. Патриаршество на Руси.
Установление Патриаршества на Руси в исторической литературе. Патриархи и просвещение русской земли. Образы святителей Иова и Гермогена в житийной литературе. Патриарх Никон и Новый Иерусалим. Смутное время и подвиг патриарха Гермогена. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Возобновление Патриаршества. Воспоминания современников о служении Патриарха Тихона. Патриарх и Победа – Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Жизненный путь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Воспоминания о Патриархах Сергии, Алексии и Пимене. Патриарх Алексий II и возрождение Русской Церкви.
В 1589 на Руси было учреждено Патриаршество. Немногим более столетия совершали свое служение Патриархи-предстоятели Церкви, но каждый из них вошел в историю Российского государства. Священномученик Патриарх Гермоген обессмертил свое имя твердым стоянием за Русь в годину испытаний Смутного времени и вошел в народную память как вдохновитель освобождения Отечества от иноземцев.
2017 год ознаменован для Русской Церкви столетием возобновления Патриаршества. Избранный Поместным Собором Святейший Патриарх Тихон возглавил Церковь на рубеже эпохи испытаний и гонений. Будучи кротким и смиренным по характеру, он проявил твердость в исповедании веры и сохранении Церкви.
Имена Святейших Патриархов Сергия и Алексия неразрывно связаны с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Святейший Патриарх Алексий II возглавил Русскую Церковь в эпоху возрождения церковной жизни.
Словно путеводный свет маяка над бушующим морем житейских испытаний сияют слова святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России: «Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом!».
IV. «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию». Государь Император Николай II и святые Царственные страстотерпцы.
Воспоминания о святых Царственных страстотерпцах – семье последнего Государя. Николай и Александра – история любви и преданности. Подвиг святых Царственных страстотерпцев в литературе и поэзии. Святая Императрица Александра Феодоровна – «Дарите любовь». Образы святых княжен-мучениц Ольги Татьяны Марии и Анастасии в воспоминаниях и поэзии. Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна и Марфо-Мариинская обитель в Москве. 1918-2018 – столетие цареубийства. Храм-на-Крови, Ганина Яма, Алапаевск – святыни екатеринбургской земли.
XXвек в России ознаменован подвигом сонма мучеников и исповедников, положивших свои жизни за веру и Церковь. Первыми мучениками, претерпевшими гонения и смерть, стали Государь Император Николай II и его венценосная семья. Пережив предательство окружения, арест, стесненные условия, насмешки и грубый нрав охраны, Царственные страстотерпцы приняли мученическую смерть 17 июля 1918 года в подвале «Ипатьевского дома» в Екатеринбурге. В самых тяжелых испытаниях Государь и его близкие явили подвиг терпения, покорности воле Божией и подлинной христианской кротости. Слова, произнесённые Николаем II во время беседы с П.А. Столыпиным: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!» – стали пророческими. Многие очевидцы событий 1917 года – июля 1918 года вспоминали, что народ был охвачен беснованием: люди разрушали сильную державу, думая, что созидают лучшую жизнь в России. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю, а народ приветствовал совершившееся.
Святитель Патриарх Тихон, получив известия о убийстве Царской семьи говорил следующее – «На днях совершилось ужасное дело – расстрелян бывший Государь Николай Александрович, и высшее наше правительство, исполнительный комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Пусть за это нас называют контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк.11,28)».
V. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.
Образы Святой Руси в классических произведениях. Церковь и церковность в жизни народа. Тихое сияние святости в образах простых русских людей. Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века. Юродство на Руси и «лишние люди» в творчестве русских писателей-классиков. «Откуда есть пошла Русская земля» – исторические мотивы в классической литературе. Творчество духовных писателей-классиков: Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, Святителя Иннокентия (Вениаминова). Этюды русской православной жизни.
Русская классическая литература полно и емко выразила национальные идеалы, строй веры русского народа. Центральная идея русских писателей-классиков – это осмысление представления о святости как «высшем идеале» присущем народному, национальному взгляду на жизнь.
Неразрывность связи русской классической литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры.
Творчество Ивана Сергеевича Шмелёва занимает особое место в русской литературе. Оно глубоко национально по содержанию. Иван Сергеевич является основоположником направления в литературе, которое условно можно назвать «духовно-художественная проза». Все творческое наследие И.С. Шмелёва проникнуто любовью к Родине, к её истокам, к вере и традициям своего народа.
VI. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии.
Современная православная литература и духовное наследие Святой Руси. Образ Церкви в современном историческом романе. Творчество современных биографов Святой Руси. Духовное осмысление событий современности. Образы «героев нашего времени». Великое в малом. Поиски смыслов и радость обретения веры. Природа и окружающий мир как источники веры – «Всякое дыхание да хвалит Господа!»
Для современного русского писателя стремление делиться с читателем своими наблюдениями, сомнениями и прозрениями остается актуальным и важным. Думать о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить нравственные вопросы и предлагать их решения или помогать читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор – основная творческая и нравственная задача.
Все эти качества в полной мере присущи творчеству литераторов, удостоенных Патриаршей литературной премии.
Премия присуждается писателям, внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей и создающим сочинения, обогатившие отечественную литературу. Среди лауреатов Патриаршей литературной премии имена Владимира Крупина, Олеси Николаевой, Виктора Николаева, Алексея Варламова, Станислава Куняева, Юрия Лощица, Валентина Курбатова, Валерия Ганичева, протоиерея Николая Агафонова, Юрия Кублановского, Александра Сегеня, Юрия Бондарева, Бориса Тарасова, священника Николая Блохина, Бориса Екимова, Виктора Лихоносова, Борисаа Спорова, протоиерея Ярослава Шипова, Владимира Кострова, Виктора Потанина и Константина Ковалева-Случевского.

*По любому из направлений тема может быть сформулирована автором самостоятельно