Новости Брянской митрополии

Источник информации: Брянская митрополия
22 Октября 2013

19 октября 2013 в Брянском Духовном Училище состоялся семинар для руководителей Воскресных школ, который был посвящен теме «Нормативно – правовое обеспечение деятельности Воскресных школ». Эпиграфом к семинару послужила цитата из доклада святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28 декабря 2012 года: «Хотел бы обратить внимание на самый важный аспект деятельности воскресных школ. Их главной целью является приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант "дворца пионеров". Необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

Открыл семинар руководитель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации иерей Даниил Кузянкин. В своем выступлении руководитель отдела призвал настоятелей приходов более ответственно подходить к организации учебно–воспитательного процесса в Воскресной школе, внедряя «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Далее работа семинара была направлена на подробное изучение Стандарта – цель, требования, которые необходимо выполнять.

Главная задача Стандарта, к решению которой призваны Воскресные школы - это «укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных Богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства». Именно ради того, чтобы способствовать решению этой главной задачи, которая ставится перед каждой Воскресной школой, и создан рассматриваемый документ. «Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности — систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания». Под систематизацией Стандарт подразумевает построение «единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, целостности, верности традиции». И это крайне важно, имея в виду одно из существенных свойств Церкви — единство. Что касается повышения качества обучения в Воскресных школах, то следует понимать, что это предполагает не только, и не столько правильную передачу детям знаний о Боге, мире и человеке, сколько формирование в них глубокого христианского мировоззрения, твердых убеждений, развитого нравственного чувства. Очень важной представляется и такая задача, как «повышение педагогической компетентности родителей, стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей и педагогов в процессе воспитания детей». Именно в единстве педагогических усилий родителей и учителей формируется благоприятная среда для решения главной задачи Воскресной школы.

В ходе практической работы руководители определили, к какому типу Воскресной школы относится их школа, т.к. Стандарт предполагает три типа Воскресных школ:

а) воскресная учебно-воспитательная группа;

б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);

в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.

«Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности: а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы; б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт». Безусловно, требования к результатам учебно-воспитательной деятельности, вполне реалистичны. Стандарт в конечном итоге видит воспитанника Воскресной школы личностью, осознающей себя чадом Русской Православной Церкви, способной руководствоваться в своей жизни христианскими нравственными принципами, имеющей стойкую мотивацию к учению и познанию. А главным личностным результатом является осознание себя православным христианином, устремленным к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке — Господе нашем Иисусе Христе. Уместно вспомнить Самого Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Учебно-воспитательными предметами начальной ступени являются: «Священная Библейская история»; «Храм Божий и богослужение»; «История христианской Церкви»; «Основы христианской нравственности»; «Церковнославянский язык», «Основы хорового и церковного пения». На начальной ступени закладываются основы православного мировоззрения, формируются навыки участия в Церковных Таинствах, воспитываются нравственные чувства.

Учебно-воспитательными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»; «Основы православного вероучения»; «История христианской Церкви», «Христианская этика». Выбор этих предметов для основной ступени не случаен. Именно через их преподавание реализуется главная цель воскресной школы: приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, формирование умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни. На этой ступени продолжается формирование православного мировоззрения и основанной на нем системы ценностей, дающей возможность нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире как христианина.

Стандарт допускает организацию учебно-воспитательного процесса в Воскресной школе с использованием авторских, творческих методик и подходов.

Что касается организации общей проверки результатов учебно-воспитательной деятельности, то Воскресным школам предоставлена возможность самостоятельно выбирать для себя формы контроля, преимущественно творческие. Одной из таких форм может стать участие в межприходских и епархиальных конкурсах и олимпиадах. В этой связи уместно вспомнить «Общероссийскую олимпиаду по ОПК» и Епархиальный конкурс «Уроки добра».

Наряду с учебным процессом Стандартом предполагается наличие в Воскресной школе и других форм деятельности, развивающих и объединяющих детей. «Дополнительная часть содержания учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе помимо кружковой деятельности может осуществляться в таких формах, как летние лагеря, организация и участие в православных праздниках, паломнические поездки, поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской деятельности, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении монастырей, храмов, церковных святынь), участие в православных молодежных движениях».

Особо следует остановиться на подборе кадров для Воскресных школ. Согласно Стандарту, основными требованиями для педагогов являются: личная воцерковленность и квалификация. Добавим: желательно, чтобы ведущие педагоги Воскресной школы были активными членами приходской общины. Что касается квалификационных требований, то они диктуются необходимостью соответствия качества религиозного образования и воспитания требованиям нынешнего времени. Это может быть среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование с прохождением катехизаторских/богословских курсов, организованных при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Соответствующие требования санитарно-гигиенических, прочих норм и правил касаются исключительно Центра духовно-нравственного образования. Для учебно-воспитательной группы и Воскресной школы без юридического лица эти требования необязательны, но остаются на усмотрение настоятеля прихода. Тут нужно пояснить, что для последних, в общем, является проблемой наличие помещения с отдельными классами.

Таким образом, анализ содержания «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что внедрение данного документа позволит вывести деятельность Воскресных школ Русской Православной Церкви на более высокий качественный уровень.

Стандарт ставит высокие цели и одновременно предлагает пути их достижения, не забывая при этом, что главной целью Воскресной школы является приобщение детей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни.

В завершении семинара было принято:

1. Разработать программу учебно – воспитательной деятельности школы в соответствии со стандартом.

2. Разработать программы по вероучительным предметам в соответствии со стандартом.

3. Разработать положение о деятельности Воскресных школ.

Пресс-служба Брянской Епархии