Новости Брянской митрополии

31 Июля 2013

29 июля 2013 года в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси в Брянской областной библиотеке им. Ф.И. Тютчева, по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра, состоялась встреча с руководителем Общества любителей древнерусского пения во имя Святителя Иова Г.Б. Печенкиным. Тема лекции - «Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Система или репертуар?».

На встрече присутствовали иерей Дмитрий Алексашкин, регенты, певчие, монахини из Севского женского монастыря и миряне, интересующиеся вопросами церковного пения.

В своем выступлении Глеб Борисович Печенкин рассказал о том, что знаменное пение, которое зародилось после Крещения Руси, в наших храмах являлось основным. Первыми певцами были греки и болгары, затем они уже обучили этому мастерству русских певцов. В XVII веке с внедрением западно-европейской культуры, знаменное пение стали вытеснять, появились новые распевы. После церковного раскола оно сохранялось лишь у староверов и в отдельных монастырях РПЦ, таких как Валаамский, Соловецкий, Саровский. Попытки возродить древнерусское пение начались в конце XIX - начале XX века. Но революция 1917 года "законсервировала все эти начинания".

Возрождать исконные традиции стали после празднования 1000-летия Крещения Руси. Глеб Борисович Печенкин, выпускник Московской консерватории, также заинтересовался древнерусским пением и в 1993 году основал Общество любителей древнерусского пения во имя Святителя Иова. Опыт, накапливаемый ими, вкладывается в книги, диски, для того, чтобы люди могли обучаться дистанционно. Централизованных учебных заведений по знаменному пению пока не существует. Печенкин пытается возродить древнерусское пение, для этого не только занимается изданием учебной литературы и дискографии, но демонстрирует пение на практике - ездит с лекциями в монастыри и храмы по городам России, Белоруссии и поет знаменным роспевом в святых обителях.

«В настоящее время церковное пение представляет собой декоративное искусство, фактически оно является музыкальным оформлением богослужения, настраивает на эмоции, а не на молитву. А хор должен быть молитвенником. Знаменное пение наоборот помогает людям сосредоточиться на молитве, доносит до нас церковный текст, Слово Божие», - говорит Глеб Борисович Печенкин.

В этот же день в Брянском Петро-Павловском женском епархиальном монастыре на Всенощном бдении и на следующий день на Литургии службы совершались знаменным роспевом, головщиком был Глеб Борисович Печенкин. Прихожанам пришлось по сердцу мелодичное, красивое и понятное древнерусское пение.

«Мне бы очень хотелось возрождать знаменное пение, потому что оно молитвенное и очень сближает людей. Мы сегодня все это почувствовали, - сказала настоятельница обители игуменья Елена (Бахарева). - Сегодня в наше современное, очень сложное время, мы пытаемся привлечь больше народа в храмы, и должны сделать так, чтобы наша вера была крепкой. Возвращение к нашим корням, к истокам веры - это очень большое дело. Люди должны иметь возможность где-то послушать знаменное пение. Наш монастырь давно занимается знаменным роспевом. Но таких профессионалов, наставников у нас особо нет. Но мы стараемся. Приглашаем их, надеемся, они еще раз к нам приедут. Монастыри Брянщины приветствуют такое пение, в них должны петь знаменным роспевом. Чтобы пришла к нам молодежь, нам надо крепко стоять в Православной вере. Церковь изнутри должна быть сильной и за сильную Церковь все будут держаться».

Пресс-служба Брянской Епархии