Новости Брянской митрополии

21 Января 2016

28 декабря 2015 года на сайте Брянского регионального представительства Изборского клуба была опубликована статья, открыто выражающая упрек Брянской епархии Русской Православной Церкви по поводу нашего нежелания участвовать в организованной клубом дискуссии на тему роли личности И.В. Сталина в русской истории.

В этой связи хотелось бы напомнить, что выбор площадок для любых дискуссий представителей духовенства – исключительное право епархии в лице ее Правящего Архиерея. На фоне этого очевидного факта как минимум странно слышать от представителей Изборского клуба (дословная цитата): «… участие в самых острых дискуссиях не просто возможность, а обязанность представителей РПЦ». Задача Церкви Христовой – проповедовать Христа и Его учение. Если Изборский клуб обозначит темой своих конференций и заседаний проповедь Евангелия, роль христианских ценностей в современном мире – то здесь мы сможем определенно указать на необходимость нашего присутствия.

Касательно цитаты Святейшего Патриарха Кирилла на открытии ХIV выставки-форума «Православная Русь. Моя история. ХХ век. 1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе», приведенной в статье, я бы хотел перевести уважаемых оппонентов на официальный сайт Московской Патриархии, где руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон (ныне иерей) Александр Волков четко и грамотно комментирует контексты использования указанной цитаты различными СМИ:

«… правда, на которой всегда настаивает Церковь, состоит в том, что мы должны видеть наше прошлое объективно, а не только с той стороны, которая приятна нам в силу тех или иных политических убеждений.

Именно об этом говорил Патриарх в своем выступлении в Манеже 4 ноября. Позволю себе напомнить, что Предстоятель сначала отметил важность памяти о непростых 1930-х годах, несправедливость и кровь которых «никогда не должны уйти из нашей памяти», а страдания нашего народа в эти годы, по словам Патриарха, «никак нельзя минимизировать». Для Русской Церкви страдания нашего народа — не общие слова, а совершенно конкретная, личная для многих трагедия новомучеников, память о которых бережно хранится в Церкви. Стоит напомнить, что эта часть нашей истории была напрямую связана и с семьей Патриарха Кирилла, дед и отец которого сидели в лагерях на Соловках и Колыме за свою стойкость в вере, и эту страницу из жизни своей семьи Патриарх никогда не забывает. Затем в своем слове Предстоятель отметил также и необходимость сохранения памяти «подвига предшествующих поколений», без которого не было бы и современной России. Именно тогда наши деды и прадеды «создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны». И в этом смысле, никак не отрицая и не предавая забвению несправедливость и кровь, «успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отличился злодействами. Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, — мы говорим: «да, несомненные успехи», как и в случае с победой в Великой Отечественной войне». Иными словами, при осознании злодейств тогдашнего руководителя страны, а в перечень этих злодейств, разумеется, входит и страшная политика государства по отношению к Церкви в эти годы, мы не можем вычеркнуть из истории России нашу общую победу, которая стала возможной, в том числе и благодаря тогдашнему руководству страны. Но затем, продолжает Патриарх, «…там, где были кровь, несправедливость, страдания, мы говорим, что это неприемлемо для нас, людей XXI века».

Разве все вышесказанное каким-то образом говорит об оправдании Сталина или о возрастающем влиянии сталинизма внутри Русской Церкви? О чем может идти речь, если Патриарх прямо говорит о неприемлемости оправдания крови и страданий нашего народа в ХХ веке? Скорее, коллеги выдают желаемое и даже, видимо, ожидаемое некоторыми за действительное, цитируя лишь им выгодные и при этом незавершенные фразы. Потому что в действительности Патриарх призывает честно и объективно смотреть на нашу сложную историю века двадцатого. И в этом, как и во многих других свои выступлениях, он говорит только о том, что «не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро — от зла».

Мы можем приводить бесчисленное количество цитат иерархов Церкви, выражающих общее мнение о том, что реабилитация сталинизма невозможна в принципе. Я приведу слова Председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимона:

«Говорят, что он (Сталин) смягчился к Церкви — но если бы он не смягчился, мы бы не выиграли в войне. Он понимал, что если фашисты открывают на оккупированной территории храмы, а он не открывает, верующие будут относиться к нему отрицательно. Кроме того, он понимал, что вера может объединить людей. Вспоминали прошлое, национальных героев, святых Дмитрия Донского, Александра Невского. Это было связано именно с тем, что надо было выиграть войну. Нам бы не помогли союзники. Это было условие помощи союзников в этой войне. С его стороны это был политический шаг, а не обращение к вере».

Эта позиция - однозначна, и не требует дополнительных дискуссий, особенно в рамках организации, позволившей себе написать изображение в стиле православной иконы, где Божия Матерь и Спаситель соседствуют с сияющим в лучах Сталиным и «сонмом» полководцев. Ни в коем случае не умаляя воинские заслуги последних, считаем провокационной подобную попытку смешения иконописи и плакатной агитации. Зачастую, подобные казусы совершаются по причине недостаточной просвещенности людей, относительно того или иного вопроса православной веры, в связи с чем хотелось бы напомнить, что согласно догмату иконопочитания, утвержденному на 7-м вселенском Соборе, иконы должны быть одним из средств к поддержанию, укреплению и выражению истинной веры и благочестия. Поэтому, Церковь требует, чтобы иконы были сообразны с таким важным их назначением и по своему содержанию, и по характеру искусства. Так, не допускаются к употреблению: 1) иконы, писанные по суемудрию, т. е. такие, в изображениях которых заключается нечто противное истинам веры, суеверное, произвольно измышленное; 2) не терпимы также иконы, способные, вместо побуждения к благоговению, подать повод к кощунству (Певцов В.Г., протоиерей. Лекции по церковному праву).

Современный иконописец всегда поставлен в ситуацию выбора, инструментом которого должно стать нравственное чувство, «причем понятие «нравственности» для иконописца должно основываться не на свободных душевных интуициях, а на соборном духовном опыте Церкви». (Давидова М. Г., Е. Шлычкова. Понятие канона в современной иконописи и христианском искусстве).

В вопросе почитания так называемой «иконы» со Сталиным, Брянская епархия полностью поддерживает официальное мнение Саратовской митрополии, также расценившей действия А.А. Проханова как провокацию: «Его попытки любыми путями организовать религиозное почитание псевдоиконы с изображением И.В. Сталина вызывают сожаление и возмущение. Священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно подчеркивало, что канонизация гонителя Церкви и организатора кровавых массовых репрессий невозможна и сама эта идея абсурдна. Попытки реабилитации сталинизма, предпринимаемые А.А. Прохановым и членами Изборского клуба, основаны на грубом искажении религиозных и патриотических чувств. […]Саратовская митрополия […]призывает церковные структуры и органы власти с осторожностью относиться к сотрудничеству с Изборским клубом и лично А.А. Прохановым» (Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии).

Все вышеизложенное считаю более чем достаточным для полновесной аргументации основных тезисов, изложенных в статье Брянского отделения Изборского клуба «Нужно преодолеть гражданскую войну в головах». Как Архипастырь призываю всех позаботиться о воцарении в своих сердцах Христа. Тогда и в умах водворятся порядок и мир. Да вразумит Вас Господь!