Новости Благовещенской епархии

5 Февраля 2015

Говоря об итогах реализации решений Архиерейского Собора 2013 года, в своем докладе Святейший Патриарх Московский в первую очередь затронул темы реформы духовных школ, развития богословской науки и подготовки на базе епархиальных духовных училищ профильных специалистов из числа мирян – помощников настоятелей по миссионерскому, катехизическому, социальному и молодежному служению.

Для Благовещенской епархии, где пока нет собственной семинарии со сложившимся учебным планом, вопрос о переводе духовного образования на трехступенчатую Болонскую систему (бакалавриат + магистратура +аспирантура) сейчас не так актуален, как для 28 епархий, которым предстоит осуществить этот переход в ближайшие годы. Однако разработанные Учебным комитетом Русской Православной Церкви нормативные и методологические документы в дальнейшем позволят открыть в Амурской области духовную школу нового образца, отвечающую всем современным требованиям и условиям.

При этом согласно решению Собора-2013, которое предписывает создать в каждой епархии собственную систему повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков, в Благовещенской епархии на базе Духовно-просветительского центра святителя Иннокентия Московского создано заочное отделение епархиальных богословских курсов для служащего духовенства. Основные задачи этого отделения – проведение обучающих семинаров для священников, подготовка справочных и учебно-методических материалов для них, помощь в повышении уровня их богословских знаний. Первая сессия для заочников богословских курсов пройдет во втором семестре 2014/2015 учебного года.

Очное отделение епархиальных богословских курсов, которые открылись в Благовещенске в сентябре 2014 года, занимается подготовкой профильных специалистов для православных приходов – миссионеров, катехизаторов, социальных работников. На начало 2015 года на них обучается более 40 человек. Часть слушателей после дополнительных обучающих семинаров и собеседования с правящим архиереем в дни великих праздников Рождества Христова и Крещения Господня смогла применить свои знания на практике: в течение трех недель молодые люди работали консультантами Благовещенского кафедрального собора – общались с посетителями, которые редко бывают в храме, отвечали на их вопросы о вере, православном богослужении, церковном этикете.

В Благовещенской епархии организованы и действуют 16 воскресных школ для детей младшего и среднего школьного возраста  - в Благовещенске, Свободном, Зее, Тынде, с. Тамбовка, п. Ерофей Павлович и др. населенных пунктах, планируется открытие школ в п. Ушумун и п. Сиваки. В п. Соловьевск Тындинского района действует православный творческий кружок “Радуга”.

Приход с. Поярково, по приглашению руководства, проводит занятия по основам православной культуры для детей в местном доме-интернате. В Благовещенске специалисты епархиального отдела религиозного образования и катехизации подобные уроки проводят для слушателей Общественного университета пожилого человека – бабушки и дедушки сами попросили включить этот предмет в учебную программу.

Святейший Патриарх Кирилл о богословском образовании

Завершение процесса реформирования духовных школ является по-прежнему одной из приоритетных задач, стоящих перед нами. Архиерейский Собор 2013 года постановил «ускорить реализацию решений, содержащихся в принятых Священным Синодом 22 марта 2011 года документах» и «обеспечить получение кандидатами в священство образования, предусмотренного Архиерейским Собором 2011 года». Как осуществляется это решение? Если рассматривать текущую ситуацию на примере духовных школ, действующих на территории Российской Федерации, то мы видим, что в настоящее время из двух духовных академий и 34 семинарий России на новые программы перешло лишь 8 учебных заведений. По старым все еще работают 28 семинарий, хотя первоначально всеобщий переход на бакалаврские программы планировался в 2012-2013 учебном году. Высший Церковный Совет за последний год принял ряд документов, подготовленных Учебным комитетом, а также особой рабочей группой под председательством митрополита Волоколамского Илариона, и обеспечивающих нормативную и методологическую основу перехода на бакалавриат. Уже утверждены такие документы как:

  • «Правила приема на бакалавриат духовных учебных заведений»;
  • «Положение о подготовительном отделении в духовных учебных заведениях»;
  • «Положение о порядке проведения практики духовных образовательных организаций»;
  • «Положение об индивидуальных наставниках»;
  • «Методические рекомендации по организации семинаров и руководству письменными работами студентов в духовных учебных заведениях»;
  • «Примерные вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по программе бакалавриата в духовных учебных заведениях»;
  • «Регламент участия представителей Учебного комитета в итоговой аттестации выпускников образовательных организаций с использованием дистанционных образовательных технологий»;
  • «Положение о приемной, предметной и апелляционной комиссиях духовных учебных заведений».
  • Также утверждены применительно к Московской духовной академии с учетом возможного дальнейшего расширения опыта на другие духовные учебные заведения:

    • «Положение о нормативах времени для расчета учебной и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава Московской духовной академии»;
    • «Положение об учебно-методическом отделе Московской духовной академии».
    • Одобрено с некоторыми замечаниями, которые требуют доработки документа, «Положение по церковной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций».

      В феврале планируется окончательно утвердить на Высшем Церковном Совете единый Учебный план подготовки бакалавра, Учебный план так называемого нулевого курса, календарный график введения единого учебного плана в духовных учебных заведениях и Положение об учебном процессе.

      После этого Учебный комитет приступит к реализации принятых решений на практике. Прошу архиереев, в ведении которых находятся семинарии, активно включиться в соответствующую работу.

      Кроме того, рабочая группа под председательством митрополита Волоколамского Илариона ведет большую работу по созданию учебников и учебно-методических комплексов для бакалавриата с тем, чтобы обеспечить семинарии современными учебниками по всем дисциплинам. Работа, конечно же, громадная и требует времени. Тема находится на постоянном контроле Высшего Церковного Совета.

      Собор 2013 года поручил создать в епархиях «систему повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков, с учетом, в том числе, опыта курсов при Новоспасском ставропигиальном монастыре города Москвы». Осуществление этой задачи также сталкивается с трудностями. Полагаю необходимым подключить к этой работе помимо духовных академий и семинарии, имеющие соответствующий потенциал. Прошу Учебный комитет во взаимодействии с епархиальными архиереями к сентябрю 2015 года подготовить нормативную и методологическую базу для реализации этой важной программы.

      Во исполнение пункта 23 Постановлений Собора 2013 года при Синодальной библейско-богословской комиссии учрежден Координационный центр по развитию богословской науки, который в 2014 году разработал следующие документы: «Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви», «Положение о докторских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», «Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви». Эти документы будут представлены на рассмотрение Священного Синода.

      Святейший Патриарх Кирилл о подготовке профильных специалистов

      В 2013-2014 годах созданной Священным Синодом Межведомственной рабочей группой во главе с Преосвященным митрополитом Ростовским Меркурием была сформирована нормативная база для обеспечения процесса обучения и повышения квалификации помощников благочинных и настоятелей по основным направлениям церковной деятельности: миссионерскому, катехизическому, социальному и молодежному. В настоящее время одобрено десять заявок образовательных организаций на реализацию программ подготовки соответствующих церковных специалистов в рамках полубакалавриата. Сотрудники всех епархий, благочиний, приходов Русской Православной Церкви, а также кандидаты на вакантные места по четырем названым мной направлениям, смогут получить профильное образование. Поскольку усвоение новых знаний и умений легче дается молодежи, большинство учащихся этих специализированных курсов, считаю, должны составлять молодые люди. Церковь стремится приобщить юношей и девушек к вере, привлечь их к различным формам служения. И предметом нашего особого внимания должна быть всесторонняя пастырская забота о молодом поколении.

      Несмотря на то, что Архиерейскими Соборами принимались постановления о введении штатных единиц помощников благочинных по основным направлениям церковного служения и были утверждены документы, регламентирующие молодежную, социальную, катехизическую деятельность, до сих пор такие должности введены не во всех епархиях. Там же, где они есть, их нередко занимают священнослужители. Между тем, Собор при определении на эти должности постановил отдавать приоритет мирянам со специальной подготовкой в образовательных центрах и назначать за эти труды достойную заработную плату. Призываю всех вас как можно активнее вовлекать мирян в различные сферы церковной жизни, отправлять их на обучение по четырем вышеназванным профилям, дабы в своем служении они руководствовались не просто горячим апостольским порывом, но и соответствующими знаниями.

      Если же помощником благочинного назначается священник, для которого это очередное по счету послушание, об эффективности его работы возможно говорить в весьма редких случаях: обычно только когда такой священник обладает какими-то выдающимися способностями. Потому к просветительскому, миссионерскому, молодежному, социальному служению необходимо привлекать священнослужителей, не имеющих большой приходской нагрузки, либо мирян. Дело пастырей: с одной стороны духовное водительство, воцерковление людей, научение их основам веры, с другой стороны — общее руководство упомянутыми выше видами деятельности с привлечением штатных сотрудников и добровольцев.

      Святейший Патриарх Кирилл о воскресных школах и дошкольном духовном образовании

      Во исполнение поручений Архиерейского Собора 2013 года для воскресных школ (для детей) составляется Единый учебно-методический комплект. В 2014 году изданы учебные пособия и методические руководства по курсам «Основы христианской нравственности» и «История христианской Церкви» для начальной ступени (дети 7-11 лет). Работа в данном направлении продолжается.

      В связи с тем, что Собор 2013 года поставил вопрос о необходимости участия Церкви в духовно-нравственном воспитании дошкольников, усилиями Синодального отдела религиозного образования и катехизации подготовлена нормативно-методическая основа, дающая возможность реализации таких занятий в дошкольных образовательных организациях. Чтобы епархии без промедления могли подключиться к данному процессу, Синодальным отделом подготовлены «Рекомендации по организации системной работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» и «Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования» с методическими указаниями по его внедрению. Документы разосланы в епархии в качестве рекомендательных. Важно, чтобы они нашли применение на местах. Сегодня всем нам необходимо в полной мере использовать имеющиеся в данной области возможности. Наработки Синодального отдела учитывают законодательство России, но могут быть использованы и в других странах нашей канонической ответственности применительно к местным законам.

      ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА

      Фото – Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


      Информационная справка

      Духовное / богословское образование – система подготовки священнослужителей, церковнослужителей и церковных специалистов.

    • Начальная ступень: воскресные школы, катехизаторские курсы: обучение основам православного вероучения для тех, кто недавно пришел в Церковь или готовится к принятию крещения.
    • Средняя ступень: богословские курсы, пастырские курсы, духовные училища: краткосрочная и среднесрочная подготовка приходских специалистов (миссионеров, катехизаторов, социальных работников) из числа, первичная подготовка священнослужителей и церковнослужителей к дальнейшему обучению в семинарии.
    • Высшая ступень: духовные семинарии, академии, православные университеты, теологические факультеты в светских вузах: подготовка бакалавров и магистров теологии (по Болонской системе), теоретическая и практическая профессиональная подготовка пастырей, регентов, иконописцев к служению Церкви.
    • Церковные служения, требующие богословского образования

    • Диакон, священник. Необходимый минимум: семинария.
    • Преподаватель богословских дисциплин, сотрудник Патриархии. Необходимый минимум: духовная академия или университет.
    • Регент (руководитель церковного хора). Необходимый минимум: музыкальная школа, регентское училище (3 года).
    • Художник-иконописец. Необходимый минимум: иконописная школа (3 года).
    • Катехизатор (педагог воскресной школы или специальных курсов по основам православия). Необходимый минимум: педагогическое образование (среднее или высшее) + специальные курсы переподготовки/повышения квалификации.
    • Миссионер (специалист по проповеди Евангелия и вероучительных истин за пределами церковной ограды). Необходимый минимум: среднее профессиональное или высшее образование + специальные курсы переподоготовки/повышения квалификации.
    • Социальный приходской работник (специалист по практической и духовной поддержке малообеспеченных, многодетных семей, людей возраста, инвалидов и других категорий людей, попавших в трудную жизненную ситуацию). Необходимый минимум: среднее профессиональное или высшее образование + специальные курсы переподоготовки/повышения квалификации.