Новости Астраханской митрополии

Совершение часов навечерия Рождества Христова

7 Января 2018


5 января 2018 года, в предпразднство Рождества Христова, в Покровском соборе г. Астрахани были совершены часы на?вечерия Рождества Христова (царские часы) и изобразительны. За богослужением молился митрополит Астраханский и Камызякский Никон.
Часы — это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Царские (великие) часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.
Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не перестают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. И именно с великих часов начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха.
Царские часы состоят из чтения псалмов, пророческих и апостольских посланий и Евангелий и пения тропарей и стихир. На 1-м часе вещаются пророчества о Божестве и вечном царстве Спасителя; в паремии 1-го часа содержится пророчество Михея о Вифлееме, как о месте рождения вечного Царя правды и мира; в Апостоле говорится о несравненном величии и превосходстве Сына Божия пред Ангелами; Евангелие повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Свята и Марии Девы.
На 3-м часе содержится пророчественная песнь Давида о грядущем спасении всех народов и служении Богу истинному и о будущей славе Сиона; в паремии словами пророка Иеремии вещается, что Спаситель есть «Бог наш»; Апостол вещает об усыновлении нашем Богу «верою о Христе Иисусе»; Евангелие благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о преестественном здесь рождении Спасителя.
На 6-м часе содержатся пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу; в паремии возвещается пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила; в Апостоле содержится прославление божественной вечной славы Спасителя, как Сына Божия; Евангелие благовествует о поклонении волхвов новорожденному Царю Иудейскому.
На 9-м часе возвещается пророчество Давида о Божестве, вечном священстве и царстве Иисуса Христа; в паремии читается пророчество Исаии также о Божестве, вечном царстве и пророческом и священническом служении Спасителя; в Апостоле читается об истинном вочеловечении Спасителя, а в Евангелии — об удалении в Египет и о возвращении в Назарет Иосифа и Девы Марии с Иисусом Христом.


Пресс-служба Астраханской епархии