Новости Астраханской митрополии

4 Февраля 2019



Избранные высказывания Предстоятеля Русской Православной Церкви, приуроченные к 10-летней годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


О ЦЕРКВИ

Церковь представляет только Христа

Русская Православная Церковь не представляет Россию, как не представляет она и другие страны, относящиеся к сфере ее пастырской ответственности, в том числе Белоруссию, Украину, Молдавию, Японию, Китай. Церковь представляет только Христа, несет слово Истины, возвещенное Им людям.
Из интервью французскому изданию «Фигаро» в преддверии пастырского
визита в Корсунскую епархию, 3 декабря 2016 года.


Церковь заботится о самом главном

Церковь Божия, в отличие от всех других институтов, заботится о том, чтобы мера любви была велика и чтобы предел любви не могла положить даже смерть. А значит, Церковь заботится о самом главном – о человеческом счастье.
Из слова после литургии в храме преподобного Сергия Радонежского
на Ходынском поле в Москве. 22 октября 2017 года.


Наше слово к миру должно быть исполнено любви

Спасение мира есть суть первого пришествия Христа. Но Господь не уклоняется от явления конечной справедливости. Если в центре первого Его пришествия было служение спасению, то второе пришествие Господа в центре своем будет иметь суд над всем человеческим родом. Именно в свете второго пришествия Церковь наша, живущая в истории, должна нести свое свидетельство так, чтобы люди спасались, чтобы люди не погибали, чтобы второе пришествие, пришествие суда, не явилось непоправимой трагедией для многих и многих из них. Поэтому наше слово к миру должно быть исполнено любви – не высокомерия, не чрезмерной твердости, но подлинной любви, – ибо мы призваны спасать мир, чтобы суд Божий над миром явил в большинстве праведников и только в ничтожном меньшинстве – грешников. Тогда во всей полноте миру видимому и невидимому будет явлена сама природа Бога, Который есть Бог любви.
Из слова после литургии в храме Христа Спасителя в Москве 24 мая 2017 года,
в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.


Церковь – школа милосердия

Очень важно, чтобы Церковь была школой милосердия. Очень важно, чтобы духовенство, призывая паству к состраданию, само совершало дела милосердия. Чтобы протестировать свое духовное состояние, каждый во время Великого поста должен спросить: а что я сделал доброго? Кому я реально помог? Кому протянул руку помощи? С кем разделил свои материальные ресурсы? Буду ли я оправдан на Страшном суде? Потому что именно о делах милосердия нас будут спрашивать на Суде Божием.
Из проповеди после великого повечерия
в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре г. Москвы
вечером 2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста


О Церкви и мире

Эпоха, в которую мы живем, – очень сложная. Самое опасное, что сегодня происходит, – это размывание границ между добром и злом. Диаволу удалось внушить людям, что его не существует, а теперь ему удается внушить, что добро и зло – понятия относительные. Мол, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств – одно и то же может быть и добром, и злом. Эта круговерть, это жонглирование самыми священными понятиями, имеющими прямое отношение к спасению человеческой души, и есть величайшее искушение нашей эпохи.

Но Церковь поставлена стражем, Церковь призвана провозглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, – именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам.

При всех сложностях сегодняшнего бытия у верующего человека не может иссякать надежда, потому что в Слове Божием сказано: создам Церковь Мою, и врата ада её не одолеют (ср. Мф. 16, 18). Это значит, что до скончания века Церковь будет нести Божию правду, вне зависимости от того, как эта правда будет восприниматься.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника
Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни, 20 июля 2017 года.


О ЕВХАРИСТИИ

Мы прикасаемся к вечности

Всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, мы прикасаемся к этой вечности, мы выходим за пределы физического бытия. Оставаясь людьми, имеющими и тело, и душу, мы, прикасаясь к самому Телу и Крови Спасителя, выходим за границы этого мира, даже если сами этого не сознаем.
Из слова после литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе 6 мая 2017 года,
в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, праздник Иверской иконы Божией Матери.


Участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству

Совершая Божественную литургию, вознося жертву о наших грехах и человеческих неведениях, мы совершаем действие, с одной стороны, физическое, зримое, укорененное во времени и пространстве, но, с другой стороны, это то самое великое благодарение Богу силой Святого Духа, вне всякого времени и пространства, которое Господь накануне Своего страдания завещал нам совершать, и, участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству, к иному миру.
Из слова после Божественной литургии в соборе
Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в день памяти
священномученика Илариона, архиепископа Верейского, 28 декабря 2015 года.


Прямой путь к Богу

Но Господь вложил в нас душу, и в ней мы находим отблеск вечности. Наша душа – это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, – всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, мы словно заглядываем через окно в вечность. Но есть и более прямые пути – когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в Божественном таинстве Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы касаются нашего естества, – в этот момент мы заглядываем в вечность.
Из слова в праздник Преображения Господня после Божественной литургии
на Соборной площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Выборга, 18 августа 2017 года.


Соединение с Богом

Люди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные, слова не способны соединить человека с Богом – а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому, как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа, причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя.
Из слова после Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
8 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы.


О СВЯЩЕНСТВЕ

Самое главное – внутренний духовный мир

Самое же главное – наш внутренний духовный мир. Самое главное – работа священника над самим собой. Самое главное – никогда не привыкать к своему пастырскому служению, не превращаться в машину, которая стереотипно отвечает на вопросы, задаваемые священнику. И если пастырское чувство сохраняется сильным, ярким, если совесть у священника всегда находится в состоянии повышенной готовности откликнуться на беду другого человека, то и результат работы с верующим, который к священнику обращается, совсем другой.
Из доклада на VIII Общецерковном съезде по социальному служению
«Координация социального служения в епархии». Москва, 19 октября 2018 года.


Дело священнослужителя – это дело любви

Из всех дел наиболее ярко свидетельствуют о Господе дела любви, ибо Сам «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Готовность выслушать человека, неравнодушие к его проблемам, участие в его нуждах, умение найти слова утешения и ободрения – это то, что люди ищут в храме, а наипаче в архипастырях и пастырях, по которым обычно и судят о Церкви.
Из напутствия на служение епископа Волжского и Сернурского Феофана (Данченкова).
Москва, 18 ноября 2017 года, в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Самый сильный ответ

К священнику нужно обращаться с духовными вопросами, и тогда можно получить достаточно компетентный ответ. Но самый сильный ответ Церкви – это соучастие в жизни людей, это молитва, это совершение таинств. Я знаю духоносных старцев, к которым приезжают иногда за советами высокоинтеллектуальные люди. И вот один из таких как-то мне рассказал после беседы со старцем: «Вы знаете, я даже не понял до конца, что он мне говорит, он как-то невнятно бормотал». Я говорю: «А что вы хотели, лекцию от него услышать? Он сказал вам то, что сказал, подождите». Сейчас он постоянно приезжает исповедоваться к этому старцу. Значит, был какой-то реальный ответ, и это никакая не магия – здесь просто сила молитвы.
Из ответов на вопросы участников II Международного православного
студенческого форума, Москва, 13 октября 2016 года.


О ЧИСТОТЕ ВЕРЫ

Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий в расколы, нестроения и лжеучения

Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского — дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1Кор. 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения.
Слово после интронизации 1 февраля 2009 года
в соборном Храме Христа Спасителя


Как отличить еретика

Что же такое ересь? Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры? Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви. Это мы хорошо знаем из нашей жизни. Семья распадается – супруги расходятся, дети отворачиваются от родителей – тогда, когда из семьи исчезает любовь. И какие бы добрые, хорошие слова один из супругов ни произносил, там, где нет любви – нет чистоты отношений и нет единства. То же самое происходит и в Церкви. Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов идти на бой и на разделение Церкви, он готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие; когда в человеке, возглавляющем еретическое учение, мы не находим любви, а находим только гнев, то это первый признак того, что это волк в овечьей шкуре.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия. 8 марта 2009 г.

У разномыслия в Церкви есть свои границы

Совершенно очевидно, что свободные люди могут иметь разные взгляды на одни и те же вещи, и существует такое понятие, как разномыслие. В Церкви разномыслия допустимы, об этом говорит святой апостол Павел: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Потому что, когда сталкиваются разные точки зрения, нередко через это столкновение и обретается драгоценное сокровище правды Божией, ведь именно так укреплялась вера Христова. На Вселенских Соборах не было единомыслия: люди придерживались разных взглядов, но всегда приходили к общему пониманию веры.

Но у разномыслия в Церкви есть свои границы. Если разномыслие привносит в содержание веры такое искажение, которое разрушает самую суть этой веры, а значит, лишает людей спасения, такое разномыслие именуется ересью; оно всегда осуждалось Церковью и осуждается ныне.

Если посмотреть на историю возникновения ересей, то все они возникали под благовидными предлогами, и ересиархи, основоположники ересей, движимы были добрыми побуждениями. Им казалось, что веру нужно сделать более понятной, логичной, убедительной, более соответствующей Слову Божиему, и, углубляясь в свое собственное понимание веры, игнорируя общецерковное, соборное восприятие веры, они и приходили к умозаключениям, крайне опасным для самого бытия Церкви.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Торжества Православия, 21 февраля 2010 г.

О СОВРЕМЕННОСТИ

Самая страшная беда современности – нехватка любви

Христианин – это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности – это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.
Из слова на открытии памятника святому равноапостольному
Великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве, 4 ноября 2016 г.


Заключенные – наша паства, а не изгои

Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной Церкви. Это отвечает самой природе Церкви: забота о спасении грешников – вот что в центре церковного служения. А тюрьма объединяет людей прежде всего по одному общему признаку – все они согрешили, совершили прегрешения, в том числе имеющие характер правонарушения здесь, в земной жизни. И здесь, в земной жизни, они несут наказание за это правонарушение, за свой грех, который в категориях светского законодательства расценивается как преступление, то есть нарушение норм общественного бытия.

И Церковь приходит в тюрьму именно за тем, чтобы не дать узникам пойти по первому, губительному для них пути. Главная цель Церкви в тюремной камере – помочь каждому сидельцу встретиться со Христом. Ведь Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы. А мы должны ясно понимать, что заключенные – это наша паства, это не изгои. Они ведь от Церкви не отлучены, они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений. Но от Церкви их никто не отлучал, это наша паства. И поэтому с не меньшим пастырским рвением мы должны относиться к духовному окормлению этих людей.
Из слова на заседании Высшего Церковного Совета,
13 апреля 2016 года.


О злоупотреблении электронными играми

То, что сейчас происходит, а именно привыкание детей с раннего возраста к играм, уже в недалеком будущем явит нам в полной мере самые опасные последствия. Здесь несколько проблем. Первая – это проблема удовольствия. Ребенок получает от игры удовольствие. И если большую часть времени он посвящает тому, чтобы получать удовольствие, значит, у него формируется устойчивое представление: удовольствие – это самое главное.

Как же вы такого ребенка оторвете от игры и отправите на работу, не связанную с получением удовольствия? Для него это будет большая проблема. Поэтому я бы так сказал: злоупотребление электронными играми, погружение в них детей – это огромная ошибка родителей. В каком-то смысле это огромная задача и для государства, потому что если следующее поколение будет воспитано в стремлении постоянно получать удовольствие, то мы очень многого лишимся. Мы знаем, что способность человека совершать подвиг полностью противоречит стремлению посвящать все свои силы получению удовольствия. Подвиг – это отказ от самого себя. Но если люди перестанут быть способными на подвиг, разве мы сможем защищать свою страну? Сможем ли мы решать задачи, связанные с ограничением нашего комфорта, с понижением уровня всего того, что связано с удовольствиями?
Из доклада на VIII Общецерковном съезде по социальному служению
«Координация социального служения в епархии», Москва, 19 октября 2018 года.


Вечные ценности и ценности мира сего

У святителя Иоанна Златоуста есть такие замечательные слова. Он говорит о том, что люди, которые пренебрегают вечными ценностями, становятся неспособными во благо употреблять и ценности мира сего. Вот то, что людям дорого: деньги, благополучие, карьерный рост, – как часто всё это обращается в прах, потому что если попирается самое основное в жизни, то это вторичное нередко деформируется таким образом, что ни от денег, ни от власти, ни от высокого положения и даже славы человек для себя ничего не получает.
Из слова после литургии в Никольском соборе Покровского
Хотькова женского монастыря, 10 сентября 2017 года.


О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Семья – точка входа в Царствие Божие

Подобно тому, как в Церкви через соединение с Богом в таинствах преодолевается человеческое одиночество и ограниченность, а душа согревается и напитывается благодатью Святого Духа, так и в семье, среди своих родных и близких, человек обретает мир и покой, силы и вдохновение трудиться. Семья, в которой царят мир и любовь, – это своего рода точка входа в Царствие Божие, это домашняя Церковь, как ее называет Священное Писание.
Из обращения к телезрителям 7 января 2017 года,
в праздник Рождества Христова.


Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг

Нет более сложных отношений, чем между мужем и женой, потому что эти отношения претерпевают множество испытаний. Ведь никто больше постоянно не живет бок о бок друг с другом. Когда мы приходим на работу, мы с кем-то некоторое время общаемся, а потом уходим в семью. Но в семье мы пребываем всегда, и в семье мы такие, какие есть на самом деле. Семья снимает все условности, разрушает все предрассудки, и непросто воспринимать человека таким, какой он есть, потому что есть в этом не только хорошее, но и плохое.

Что же сохраняет семью перед лицом этой ничем не приукрашенной реальности? Существует только одна сила, которая может соединять людей, живущих друг с другом, – это сила любви.



Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг, и если он совершает его достойно, то семья крепкая, сильная, и она способна пройти через все испытания и внешние, и внутренние. В таких семьях и формируются сильные личности, способные на подвиг.
Из слова по окончании Божественной литургии в праздник
Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля,
8 января 2016 года.


ПРОДОЛЖЕНИЕ высказываний можно прочесть ЗДЕСЬ.

Православие.ru