Новости Астраханской митрополии

16 Сентября 2016

Идите… и проповедуйте… (Мк. 16, 15)

О смысле и значении православного крестного хода рассказывает протоиерей Роман Сколота, руководитель миссионерского отдела Астраханской епархии.

Казалось бы, нет ничего проще ответа на вопрос «что такое крестный ход?» Однако если ввести этот вопрос в поисковики интернета, то увидишь, что отвечают на него все по-разному и, порой, «кто во что горазд». Кто-то называет крестный ход торжественным шествием (этакой демонстрацией), кто-то мистическим военным походом против силы бесовской, кто-то считает его единственным чудесным средством против эпидемий, войн и тому подобного. Вроде бы все верно… Но если эпидемии и «нашествия иноплеменников» нет, массовой одержимости силами тьмы не наблюдается, а великий церковный праздник «за горами»? Что же тогда, не видать нам крестного хода, не нужен он? А если нужен, в чем же тогда его смысл?

Проблема усугубляется тем, что этого смысла подчас не видят и не понимают даже те, кто в крестных ходах периодически участвует. Приходим себя показать и на людей посмотреть, пообщаться со знакомыми, приятно и даже с пользой провести время, проявить гражданско-православную позицию, щегольнуть внешним патриотизмом… В общем, интересно потусоваться. И разве это не идеальное мероприятие, когда тусовка завуалирована под благочестивую православную традицию... Причем, и себя я полностью не исключаю из среды тех, кто, участвуя в крестном ходе, не понимает его глубокого смысла.

Как же быть? Первый и важнейший шаг — разобраться, что же такое есть этот самый «крестный ход»?
В первую очередь необходимо понять: любой крестный ход — это богослужение! Да, оно совершается не в храме, поэтому его можно назвать внехрамовым богослужением. Более того, крестный ход является видом литии. Слово «лития» с греческого можно перевести как всенародное моление. И тут все сходится — настолько массового собрания людей для молитвы вряд ли можно встретить на каком-либо еще богослужении.

Интересно, а для чего же устраивались первые крестные ходы? Зачем были нужны эти всенародные моления? Оказывается, возникли они в IV веке в Восточной Церкви, как проповедь истинной веры. Святитель Иоанн Златоуст устраивал ночные шествия против еретиков-ариан. Народ шел с большими серебряными крестами, зажженными свечами, с пением молитв. Позже святитель Кирилл Александрийский собирал и проводил крестные ходы, как способ борьбы с ересью Нестория. Подобная проповедь истинной веры и истинной Церкви должна была поддержать тех, кто в вере колебался. Вот и получается, что крестные ходы появились как исполнение заповеди Господа нашего Иисуса Христа, данной Им своим ученикам — «Идите… и проповедуйте…» (Мк. 16; 15). И лишь многие годы спустя заповедь эта стала забываться, а люди все чаще стали использовать свои молитвенные шествия в целях сохранения жизненного комфорта (здоровья — от эпидемий, безопасности — от войны, достатка — от засухи).

Невозможно от первого значения крестного хода, как проповеди истинной веры, отделить другое его значения — единение, сплоченность верующих в молитве и общем духовном деле. Известно, что с самого начала в крестных ходах принимали участие не только верные чада Церкви, но и готовящиеся ко крещению (оглашенные), и те кто был отлучен от Причастия за тяжкие грехи. Таким образом, и само шествие и молитва становились поистине всенародными; крестный ход стирал любые различия внутри Церкви, и каждый мог ощутить себя Ее частью, частью большой любящей и любимой семьи.

Странно получается… Крестный ход, если видеть в нем первоначальный смысл, — есть проповедь в современном мире именно того, чего этому миру (да и самой Церкви) так не хватает сегодня. Это проповедь истинной Христовой веры и единства.

И последняя пришедшая в голову мысль, которая, надеюсь, поможет участникам крестных ходов (и мне в том числе) принимать участие в них с ответственностью и с пользой.

Когда мы собираемся идти крестным ходом, пожалуй, стоит задать себе вопрос: а вот я — как христианин, как ученик Христов — я понимаю, что представляю в этом мире Его Церковь? Собираясь идти крестным ходом, я пойду как часть толпы или как часть Церкви Христовой, как лицо этой Церкви, как проповедник Евангелия?

Протоиерей Роман Сколота