Новости Архангельской митрополии

17 Декабря 2014
 17 Декабря 2014

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары, Божественную литургию в архангельском храме, освященном в честь святой. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство епархии. Пел архиерейский хор под управлением регента Екатерины Харитоновой.

В проповеди архипастырь отметил, что христианину подобает не бояться скорбей и испытаний и брать пример со святых мучеников, для которых страдания становились Пасхой.

«Сегодня мы воздаем благодарение Богу, явившему подвиг святой великомученицы Варвары. Она победила множество воинов, которые пытали ее, убеждая отречься от Христа. Даже родной отец принимал участие в истязании великомученицы, и именно от его руки она приняла смерть. До самого конца вера святой Варвары была непоколебимой. Она предстала Престолу Божию, посрамив мучителей, увенчанная победным венцом. В честь этого события сегодня мы облачились в пасхальные, красные, ризы. Красный – это цвет Пасхи и мучеников. День страданий за Христа был для святой Варвары ее Пасхой. Встреча со Христом – это и есть Пасха. Когда мы причащаемся, то читаем такие слова: “О Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего”. Также Пасхой мы называем причастие», - сказал архипастырь.

Владыка рассказал, что когда святая Варвара уверовала в Бога, то против нее ополчился весь мир. «От апостолов мы знаем, что “все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (2 Тим. 3:12). Сам Господь вошел в славу Своим Крестным Страданием. Этим же путем прошли апостолы, мученики и все святые. Таков непреложный закон Господень – на Небо можно взойти лишь через Крест. Поэтому христианин не должен смущаться, испытывая зло, испытания и болезни, он должен смущаться, если живет безбедно и беспечно. Краткая земная жизнь дана человеку для того, чтобы избавиться от страстей страданием и очищенным войти в вечное Царствие Божие», – завершил митрополит Даниил.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара хотела узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном. «Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)», - услышав от Варвары христианские наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару. Наутро он отвел ее к городскому правителю. Градоначальник долго уговаривал Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке перенесли в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Пресс-служба Архангельской епархии
17 Декабря 2014