Новости Архангельской митрополии

8 Декабря 2014
8 Декабря 2014

В день празднования памяти святой великомученицы Екатерины, 7 декабря, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Божественную литургию в строящемся Михаило-Архангельском соборе столицы Поморья. Его Высокопреосвященству сослужили священники епархии. За богослужением пел архиерейский хор под управлением регента Екатерины Харитоновой.

В проповеди архипастырь подчеркнул, как важно для христианина стяжание Духа Святого: «Душа человека не может быть пустой. Если же ее не заполняет радость о Господе, то она ищет утешения в страстях. Чтобы в наших сердцах не находилось места для уныния и отчаяния, мы должны заполнять их Божественной благодатью».

«В сегодняшнем апостольском чтении мы слышим слова: “Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу” (Еф. 5:18-19). Мы с вами знаем, что зачастую человек, не имеющий твердого основания в вере и обетовании вечной жизни, обращается ко греху. Он не находит смысла в своем существовании и ищет утешения в чрезмерном винопитии, а затем распутстве и других страстях. Греховные сети опутывают его, ему кажется, что он стремится к радости, но на самом деле грех разрушает его. Христианину нужно помнить, что всякий грех находит место в его душе только тогда, когда она не заполнена Богом, – сказал владыка. – Как же нам стяжать благодать? Первый ее источник – храм Божий. Приходя в церковь, человек может унести в своем сердце Самого Господа, а может уйти с пустым сердцем. Это зависит от того, с каким настроем человек пришел в храм. Если человек невнимателен и равнодушен, то он покинет службу точно таким же, как и был. Если он проживает богослужение всем сердцем, пребывая в молитве и покаянии, то Господь освятит его и подарит ему Свою радость. Поэтому когда мы слышим за Литургией слова: “Встанем добре, встанем со страхом, вонмем… Горе имеем сердца!”, то мы должны отложить всякое попечение. Не надо в это время прикладываться к иконам, ставить свечи или подходить к Исповеди. В этот момент мы должны отдать Богу все свое сердце, иначе мы не получим пользы от службы».

Также архипастырь отметил, что для того, чтобы начать жить с Богом, человеку нужно лишь одно мгновение истинной веры: «Мне часто приходится слышать от человека такие слова: “Я всю жизнь прожил без Бога. Наверное, мне поздно креститься, поздно ходить в храм”. Но в житии святой великомученицы Екатерины мы видим поразительный пример обретения веры. Приняв Святое Крещение, Екатерина возгорелась любовью ко Господу и отправилась к языческому правителю, чтобы исповедать перед ним Христа. Она была мудрой и прекрасной девушкой из царского рода. Правитель призвал пятьдесят риторов и философов, чтобы они в споре опровергли ее веру. И восемнадцатилетняя девушка победила их в споре. Тогда правитель приказал сжечь их. Перед смертью все они попросили ее благословения и молитвы. И она ответила, что пламень, в котором их казнят, станет для них огнем Крещения. На следующий день люди увидели, что огонь не повредил даже их волос. Так Господь дал знать, что принял их. Для них не было поздно обратиться ко Христу, как не было поздно для благоразумного разбойника, умиравшего на кресте. Для Бога нет времени. Как любящий Отец, Он ждет обращения от каждого из нас, и главное для Него – наши вера, решимость и покаяние».

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.

В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.

Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.

Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божест-венный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.

В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (286-305 гг.), соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».

Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной.

Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру.

Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности и стал грозить Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательств своей жены и повелел тут же умертвить ее.

На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году.

Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку.

Пресс-служба Архангельской епархии
8 Декабря 2014