Новости Архангельской митрополии

25 Ноября 2014
25 Ноября 2014

В Архангельске представили икону «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» из разрушенного в советское время Свято-Троицкого кафедрального собора. Образ XVII века находился на реставрации семь лет. Вновь обретенную святыню архангелогородцам представили доктора искусствоведения вологодский реставратор Александр Рыбаков и заведующая отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил поблагодарил мастеров и научных сотрудников, вернувших благолепие древнему образу. По словам архипастыря, это настоящий подарок северянам.

«Мы видим поистине прекрасный образ. Он открывает верующей душе глубины Божия мира и милосердия. Хочется долго стоять и молится у такой иконы. У человека, который не живет духовной жизнью, не получится написать лик. Он не сможет передать взгляд Самого Господа. Сейчас перед нами образ, который отражает духовное богатство наших предков. Именно Православие, христианская вера питали и обогащали русскую культуру, делая ее великой. Это источник, откуда они черпали силы и вдохновение для своей жизни, источник, от которого мы не должны отступать, чтобы не потерять себя», — сказал митрополит Даниил.

Доктор искусствоведения Татьяна Кольцова в приветственном слове к гостям экспозиции сообщила, что и в дальнейшем музей планирует реставрировать и показывать горожанам иконы из своих фондов. Исследователь отметила, что в этом году завершилась реставрация иконы «Чудо Михаила Архангела в Хонех» из городской Архангельской церкви, что располагалась рядом со Свято-Троицким собором и была разрушена вместе с ним.

«Работникам Северного краевого музея удалось спасти лишь единичные памятники иконописи. Работать в музеях в 1920-30-е годы и пытаться сохранить наследие, связанное с церковным искусством, было так же опасно, как и служить в Церкви. Многие из наших предшественников были заключены в лагеря и погибли. Власть стремилась уничтожить святыни, и поэтому иконы, поступавшие в музеи, намеренно скрывались. Так утрачивалась информация об их происхождении. Поэтому сегодня мы ставим задачей не только отреставрировать образ, но и проследить его прошлое», — подчеркнула Татьяна Кольцова.

О реставрации и истории иконы «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» рассказал специалист вологодского филиала Научно-реставрационного центра им. Э. И. Грабаря Александр Рыбаков. По его словам, образ был сильно затемнен, зато на нем значилось имя мастера— Лазарь Климов Ершев. Также исследователи установили зашифрованное имя благотворителя, который заказал написание иконы. «Им оказался вологодский купец Николай Иванов Бовыкин, — пояснил Александр Рыбаков. — Он имел торговые связи с Архангельском, и, чтобы зарекомендовать себя перед местными купцами, пожертвовал икону в Свято-Троицкий собор. Образ поместили в нижний ряд иконостаса Богоявленского придела собора, где он находился 150 лет: пережил пожар 1793 года, уцелел при разрушении храма в конце 1920-х годов и оказался в хранилище Архангельского музея изобразительных искусств».

Увидеть икону «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» можно будет в Архангельском музее ИЗО с 23 по 30 ноября. 

Пресс-служба Архангельской епархии
25 Ноября 2014