Новости Архангельской митрополии

16 Сентября 2013
16 Сентября 2013

Паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Архангельска посетили Макарьевскую Хергозерскую пустынь (Каргопольский район Архангельской области). Благочинный Каргопольского округа иерей Андрей Усачев рассказал, что традиция посещать пустынь была важной составляющей духовной жизни местных жителей. «Несмотря на уединенное, отшельническое местонахождение Хергозерской пустыни, из всех окружающих ее «волостей»-приходов проложены к ней, если не дороги, то по крайней мере тропины», - написал в конце XIX века историк К.А. Докучаев-Басков.

«Хождение «к Макарию» считалось важным действом – кто ходил по обету, кто получить исцеление, кто ради молитвенного подвига. В начале 2000-х ежегодные паломничества возобновились, - продолжил о.Андрей. - В этом году в пустыни побывало около 50 человек».

Как рассказали паломники, «дорога до Макария хоть и трудная, но очень красивая; особенно впечатляет, когда весь день бредешь по топям и завалам, а в конце концов приходишь в удивительно прекрасное место». Добираться до Макарьевской пустыни надо через несколько болот – Гладкое, Ледяное, Великий Мох, а также преодолевать завалы деревьев. «А когда-то путь до Макария был проезжим», - пояснил отец Андрей.

Он также сообщил, что в августе 2013 года небольшая группа добровольцев, художников из Москвы, вместе с клириком каргопольского храма Рождества Иоанна Предтечи иереем Михаилом Бузынкиным очистили дорогу к пустыни.

Пустынь преп. Макария Желтоводского находилась в Каргопольском уезде, ныне Каргопольский район Архангельская область. Макрьевская пустынь расположена на Хергозере в 16 км от д.Морщихинская.

Макарьевскую Хергозерскую пустынь основана в 1640 г. двумя монахами Ошевенского монастыря Сергием и Лонгином. Она посвящена преп. Макарию Желтоводскому и Унженскому, известному церковному деятелю XVII в.

Инок Сергий получил в Новгороде у митрополита Афония грамоту на построение храма Святой Троицы - так началась история монастыря в честь одного из наиболее почитаемых на Каргополье святых. Через 17 лет деревянная церковь сгорела. В 1658 г. вновь была построена Троицкая церковь, в 1658 г. сооружен еще один деревянный храм Введения Пресвятой Богородицы, а в 1660 г. построили третий храм во имя Трех Святителей Московских.

Монастырь вскоре, еще при основателях, наполнился братией и стал вести хозяйственную деятельность. Значение этого монастыря в истории православной культуры Русского Севера определяется прежде всего тем, что здесь хранилась почитаемая в Каргополье чудотворная икона св.Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение - «Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающегося».

В начале XX в. икона находилась во Введенском храме Хергозерского прихода и в 1910 г. была подробно описана священником этого прихода А.Кипреевым: «Икона преподобного отца нашего Макария чудотворца имеет в высоту 1 аршин 6 вершков, а в ширину 1 аршин. Середина иконы, где изображен самый лик преподобного, снимается - высота ее 7 вершков, а ширина 6 вершков, она написана на доске. По краям иконы изображены (далее приводится описание 11 клейм - от рождения Макария до его преставления.). В самой же средине иконы изображен преподобный Макарий. молящийся в храме о людях. Икона сия подлинная и считается чудотворною; на ней никакой надписи нет». Современное местонахождение иконы неизвестно, но сохранились другие каргопольские иконы с изображением святого Макария второй пол. XVIII - ХIХ в., которые «видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился в Макарьевской Хергозерской пустыни».

Чудотворная икона привлекала богомольцев «на Макарье», как именовали в Каргополье это место, и после закрытия монастыря. Ежегодно 24-25 июля (по старому стилю), на праздник Макария, сюда стекалось большое число людей. Из Каргополя устраивался крестный ход, который «шел по дороге на Челму (к Челмогорскому монастырю.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий».

В 1764 г. монастырь упразднили, а его церкви вошли в Хергозерский приход. К нему приписали деревни Окатовская, Федоровская и Турово сельцо, составляющие ныне Порженское, и деревни Думино, Ожегово и Ольсиевская (старые названия: Курмино, Херново, Наволок). К Хергозерскому приходу отошла и Георгиевская церковь 1782 г. в д. Федоровская (ныне Порженский погост).

Благодаря молве о чудесах иконы св.Макария усилиями прихожан и доброходателей деревянные церкви были заменены на каменные. Вначале перестроили Введенскую церковь: в 1786-90 гг. появился каменный храм с приделом Николая Чудотворца. Он был пятиглавым.

Еще в 1857 г. сгорел деревянный Троицкий храм вместе со всей утварью, иконами и книгами, а в 1868 г. выстроили новый Троицкий храм с тремя престолами: Троицким, Макарьевским и Борисоглебским. Каменная колокольня встала по оси Троицкой церкви.

Приход закрыли в 30-е годы XIX века. Еще в 1958 г. сохранялись и Введенская и Троицкая церкви. Сейчас на полуострове, где находился монастырь, сохранилась пятиглавая Троицкая церковь, которая в 2004 г. была обмерена реставраторами для последующей консервации.

Пресс-служба Архангельской епархии
16 Сентября 2013