Новости Архангельской митрополии

12 Июля 2016
12 Июля 2016

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 12 июля, в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, совершил Божественную литургию в верхнем приделе Сретенского храма Заостровья (Приморский район Архангельской области).

Владыке сослужило архангельское духовенство, а также наместник Артемиево-Веркольской обители архимандрит Иосиф (Волков). Пел Архиерейский хор под управлением Екатерины Харитоновой. Среди молящихся были игуменья Митрофания (Миколко), настоятельница Сурского Иоанновского женского монастыря и глава Приморского района Валентина Рудкина.

В проповеди митрополит Даниил призвал верующих стяжевать одну из самых важных добродетелей — смирение. «Мы пронизаны тщеславием, гордостью, самолюбием: "Я так хочу", "Мы так хотим". Церковь Христова такое место, где постепенно исцеляется человеческая природа от самого страшного греха, от зацикленности на собственном "я". Именно это "я" мешает проникновению в нас благодати Божией и ее даров», — сказал архипастырь.

Владыка отметил, что, молясь апостолам Петру и Павлу, мы просим Господа даровать мир и милость: «Мир Христов — дар, который оставил нам Спаситель, возносясь на Небо. Мир Христов — покой сердца, когда побеждены страсти. Мир Христов научает нас пониманию Священного Писания, пониманию того, Что есть Крест Христов. Мир Христов — дар Божий, о ниспослании которого нужно молиться. Святитель Лука Войно-Ясенецкий писал, что мир Христов приносит в душу тихую радость, которая превозмогает все скорби мира сего».

По словам митрополита Даниила, человек лишается мира Христова, когда начинает жить не по Закону Божию, когда осуждает ближних. «Многие ходят в храм, соблюдают посты, но не стяжают даров Духа Святого, потому что отношение к ближним ставят на последнее место, как будто это сущая мелочь. А это главное в нашей жизни! Это второй пункт заповеди: после любви к Богу идет любовь к ближнему. Невозможно любить Бога, если ты не любишь людей. Самое главное — то, как мы относимся к ближнему. Если мы его осуждаем, не любим, злословим, если мы, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, порочим честь наших ближних, совершаем огромные грехи, которые лишают христиан благодати Духа Святого. Все это следствия гордости и тщеславия, которые живут в нас. Не только осуждение явное, но и превозношение сердечное лишает человека благодати. Чтобы приобрести мир, мы должны смиряться, быть кроткими, плакать о грехах и молиться о тех людях, которые еще не пришли ко Христу», — сказал архипастырь земли Архангельской.

От лица общины поблагодарил владыку за богослужение настоятель Сретенской церкви протоиерей Евгений Соколов. Также священник вручил архипастырю букет цветов.

Напомним, что два года назад, 13 июля 2014 года в верхнем храме в Заостровье впервые за 30 лет совершилась Литургия архиерейским чином. Ее возглавил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

История храма Сретения Господня в селе Заостровье.

В старинных документах первые упоминания о существовании в Заостровье православного прихода относятся к XVI веку, к временам пребывания на царском престоле Великого князя Московского и всея Руси Ивана Грозного. Известно, что построенные в Заостровье церкви сгорали в результате пожаров, страдали от ударов молний и саморазрушались. Одна из них была перевезена в Соломбалу. Единственным сохранившимся в Заостровье до наших дней деревянным сооружением XVII века является храм Покрова Божией Матери, строительство которого было завершено в 1688 году. В настоящее время он не действует.

В 1808 году в нескольких десятках метрах от храма Покрова Божией Матери был заложен каменный храм Сретения Господня, который освятили в 1827 году, а строительство полностью завершилось семьдесят лет спустя после закладки, в 1878 году.

В храме шесть престолов, которые были перенесены сюда из прежних, уничтоженных временем церквей. Главный — Сретенский престол находится на нижнем этаже. Рядом с ним, с южной стороны расположен придел Николая Чудотворца. На верхнем этаже еще три престола: во имя мучеников Флора и Лавра, во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонского. Каменная шатровую колокольню построили в 1854 году, а в 1896 году в трапезной храма устроили придел во имя великомученика Пантелеимона. Величественный звон отлитого в 1875 году большого церковного колокола весом в двести десять пудов был слышен даже в Архангельске. Однако в начале 1930-х годов, большевики сбросили его вниз и увезли на переплавку.

Храм Сретения Господня состоит из трех объемов: сеней с звонницей наверху, трапезной и храма, который, вместо традиционной алтарной апсиды, украшает стройный портик с колоннами соответствующими стилю позднего классицизма. Храм увенчан пятью главами, свойственными для зодчества XVII века.

Материалы для строительства завозились на баржах по судоходной в то время реке Заостровке. На средства богатого крестьянина-мецената Андрея Алексеевича Чистикова на нижнем этаже был устроен новый иконостас. Попечитель также разыскал и оплатил работу столичных мастеров по росписи стен и верхних сводов церкви Сретения Господня.

До октябрьского переворота 1917 года кроме церковных зданий, погосту принадлежали три дома, в которых жили священнослужители. Также при церкви функционировали Рикасовское сельское училище и две церковно-приходские школы (в деревнях Лянецкое и Перхачево). С приходом советской власти дома были экспроприированы, имущество разграблено, а школы закрыты.

Церковь Сретения Господня не закрывалась. В начале 1930-х годов были арестованы священники храма. Отец Федор Тамицкий так и не вернулся из ГУЛАГа, отца Александра Лыткина расстреляли чекисты в 1933 году, а диакона Арсения Жаровова отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала, откуда вернулся в 1939 году. После Великой Отечественной войны его рукоположили во пресвитеры, он служил настоятелем храма с 1947 по 1949 год.

Житие святых апостолов Петра и Павла.

Святых Петра и Павла называют первоверховными апостолами, поскольку они более всех потрудились, проповедуя Евангелие.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столь велика, что он обращал ко Христу тысячи людей. По благодати Божией апостол Павел, поначалу жестокий гонитель христиан, стал неутомимым проповедником Евангелия. За свои труды святые апостолы приняли мученическую кончину.

Они, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день — 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).

Исследователи считают, что апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х.

Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

Информация о житии святых Петра и Павла подготовлена по материалам сайта http://www.pravoslavie.ru

Пресс-служба Архангельской епархии
12 Июля 2016