Новости Архангельской митрополии

19 Апреля 2016
19 Апреля 2016

Мир переживает спад религиозной волны, зародившейся во второй половине XX столетия. Об этом заявил гость Архангельской епархии профессор Борис Филиппов на открытой лекции в Северном Арктическом федеральном университете им. М.В. Ломоносова.

«В послевоенный период в Европе вера неожиданно стала важна для людей — к этому мир не был готов. Людей начало интересовать что-то кроме денег, семьи, карьеры. Огромное количество публикаций и исследований сразу же появилось на эти темы. В западных СМИ Церковь 20 лет не сходила с первых страниц, в 90-е годы это начало проходить. А в начале XXI века силы, враждебные Церкви, активизировались, им стали давать слово — это означало, что волна религиозного подъема закончилась», — сказал профессор Филиппов.

Циклы религиозного напряжения лектор объяснил, исходя из концепции осевого времени, предложенной Карлом Ясперсом. Этим термином немецкий философ обозначал период с VII по II век до нашей эры, когда в Китае, в Индии, Иране, Палестине и Греции происходило интенсивное интеллектуальное и духовное развитие.

«Приходу Спасителя в мир предшествовало сильное духовное напряжение. Тогда задавались основные вопросы о мире, жили многие великие философы и пророки, тогда же произошло разделение горнего и дольнего. Я решил продолжить мысль Ясперса: это напряжение возобновляется каждое столетие. Нормальному человеку, если он не праведник, не под силу думать о своих грехах все время. Срабатывает биологическая защита, он забывает о том, что нехорошего сделал. Раз в столетие это напряжение начинается и, как вал, на мир обрушивается, когда все люди вдруг вспоминают обо всем нехорошем, что они сделали, идут в храмы, каются. А через некоторое время жизнь опять входит в свое прежнее русло», — предположил ученый.

По его словам, молодые люди, заполнявшие храмы в 1980-е годы и в первой половине 1990-х, сейчас в церкви не стремится: «В Польше 94% всей молодежи причащалось каждую неделю в 1990-м году. Теперь этого нет. Я не оцениваю, хорошо это или плохо, я констатирую напряжение в тот период и спад его сегодня».

Борис Филиппов отметил, что наибольшую выгоду от последнего религиозного подъема получили ни католики и православные, а харизматики. «Грамотные люди, которых в Европе абсолютное большинство, начали задавать вопросы о духовной жизни, на которые священники в силу разных причин были не в состоянии ответить. В секты уходили люди, не нашедшие в исторических Церквях ответов на свои вопрошания», — сказал Борис Алексеевич.

По словам историка, всеобщая грамотность привела к тому, что за XX век количество христианских сект выросло в 10 раз до 40 тысяч: «Конечно, в учебниках по сектоведению можно прочесть разные причины. Но в документе Конгрегации вероучения, который подписал кардинал Ратцингер, написано, что рост сект связан с плохой работой священников. Если они в состоянии ответить на поставленные вопросы, сект не будет. 600 миллионов человек — такова численность харизматиков. Это треть всего христианства. Это показатель последней волны. Что характеризует ее как принципиально новую, так это появление интернета. Так же, как перед Реформацией книгопечатание способствовало ее победе, так сегодня интернет угрожает традиционным историческим Церквям. Люди задают вопросы, ищут ответы не в храме, не у священника, а в интернете».

Кроме того, профессор Филиппов коснулся такой общеевропейской проблемы, как инфантилизация мужчин: «Молодые люди потеряли способность и желание принимать на себя ответственность. Это сказалось на количестве заключенных браков, на численности семинаристов, монашествующих. Речь идет о том, что эта болезнь поразила мужчин нашей европейской цивилизации. Мы не знаем ее природы, мы видим результат. С этим связана нехватка священников и проблема, которая возникла перед всеми Церквями. Приобрели актуальность разговоры о месте женщины в Церкви. Мы привыкли, что она стоит за свечным ящиком, а она уже президент страны, министр обороны, служит в армии, она и в Церкви что-то тоже должна получить. Речь идет не о том, что феминистки прут и их не остановить. Речь идет о том, что места освобождаются, и их занимают женщины, как самые ответственные».

Завершая общение со студенческой аудиторией, Борис Филиппов ответил на вопросы слушателей.

Пресс-служба Архангельской епархии
19 Апреля 2016