Новости Архангельской митрополии

Источник информации: Архангельская епархия
6 Января 2011
Дорогие братья и сестры!
 
Только что мы с вами пропели величание празднику, прослушали удивительное Евангелие от Матфея. Когда читаешь Евангелие, то множество вопросов возникает в сознании. И так Господь устроил, что, будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры, я преподавал Новый Завет в Московской Духовной Семинарии. Эта евангельская история мне особенно близка и я хотел бы поделиться с вами толкованием Святых Отцов.

Почему, - пишет Иоанн Златоуст,- Господь рождается от Девы, но не говорит об этом людям. Только один человек знал об этой тайне вначале – это Дева Мария. И вот, в Евангелии мы читаем, что еще один человек стал посвященным в эту тайну, это – Иосиф. Но что перед этим происходило? Когда праведный Иосиф увидел непраздную Деву, ту, которую ему поручили сохранить, он был в крайнем смятении. Как хорошо об этом сказано в акафисте: «бурю внуть имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся». И как мы с вами сегодня слышали в Евангелии, в конце концов он решил отпустить Её. «Что мне делать, что я вижу, что я скажу людям?» А Дева Мария молчала, потому что не могла Она сказать об этой тайне. Эта тайна не Её, это тайна Самого Бога. Тайна человеческая, - пишет святитель Филарет митрополит Московский, - и тайна Божия – это две разные вещи. Тайна человеческая перестает быть тайной, когда о ней узнают люди. А тайна Божия, Таинство, по мере того как все больше и больше людей начинают в неё проникать, становится все глубже и глубже. И вот, Дева Мария молчала. Видя этот взгляд Иосифа, Она переживала в своем сердце, но все упование возлагала на Бога. И Господь посылает Своего Ангела и в ночном видении он говорит об этой тайне праведному Иосифу. Народ был еще не готов к тому, как пишет Иоанн Златоуст, чтобы услышать и понять как Дева может иметь во чреве. Вот сегодня мы слышали об этом в Евангелии. Наше сердце переполняется особенной радостью.

Праздник Рождества Христова отличается от всех Господских праздников. В событиях других праздников Господь предстает уже совершенным Проповедником, а здесь мы видим Бога умаленного, Бога во младенчестве. Для чего Господь является на эту землю в таком виде младенческом? И тот же Иоанн Златоуст пишет: чтобы не испугать Своим Божеством людей. Господь не хочет оказывать давления на человека. Он бы мог придти в образе царя. Или как один из проповедников говорит: вот сейчас представить бы себе, что Архангел Михаил двадцатиметрового роста с огненным мечом является в городе и громогласно заявляет: «Все люди! Выходите из своих домов и кайтесь!» И народ посыпался бы из своих домов. А тех, кто не вышел – попалил бы огнем. Это было бы покаянием? – Нет, это не покаяние. Покаяние совершается там, где добровольная жертва приносится, где сердце открывается, где человек смиряется пред Богом из-за любви к Нему, а не только из-за страха наказания. Господь хочет сердца человеческого, жертвенного, любвеобильного, покаянного. Поэтому Он является в таком беззащитном образе, в образе Младенца. Дай Бог, чтобы каждый из нас старался подражать Христу, чаще быть младенцем в своем сознании.

Младенец – это тот, кто воспринимает больше верой, чем знанием. Младенец – это тот, кто не боится идти по жизни, потому что он знает: за его спиной есть любящая мать и любящий отец. Младенец – это такое существо, которое никогда не унывает в своей жизни, а если и унывает, то очень кратко, его слезы быстро проходят. Младенец – это человечек всегда открытый, искренний и добрый. И господь хочет, чтобы и мы лучшие качества детей восприняли в своем сердце. Дай Бог, чтобы праздник Рождества Христова принес нам не только какую-то радость, но главным образом – благодать Святого Духа. Она даруется только тем, кто искренне кается в своих грехах и полностью открывает свое сердце Богу. Аминь.

С праздником Рождества Христова!