Новости Архангельской митрополии

4 Декабря 2015
3 Декабря 2015

Архангельск переживает время дикого капитализма нигерийского разлива. Об этом заявил главный архитектор Архангельской области Дмитрий Яскорский на встрече в православном кафе «Три свечи» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова.

По его словам, профессия архитектора пребывает в кризисе, потому что во главу угла ставятся деньги.

«Деградация в первую очередь духовная, душевная, моральная: потеряны ориентиры, многие ориентируются исключительно на удовлетворение желаний заказчика. У местных олигархов, купцов, застройщиков ничего, кроме денег, в глазах нет. Я вынужден был испортить свои отношения с предыдущим мэром города, потому что протестовал против варварской застройки, которая идет сегодня. К сожалению, у меня как у главного архитектора недостаточно ресурсов, чтобы повлиять на такое положение дел», — рассказал гость православного кафе.

Дмитрий Яскорский отметил, что муниципальная власть долгое время была слепа и глуха к протестам архитектурной общественности и простых горожан: «Наш мэр, ныне целый сенатор, сделал все, чтобы город превратить в монстрообразное образование, в котором главенствуют многоэтажные жилые дома, без дворовых территорий, без рационального подхода к оформлению пространства, среды обитания. Во главе угла метры, за которыми стоят деньги, прибыль. Вот это сегодня, увы и ах, главное», — сказал Дмитрий Яскорский.

По мнению главного архитектора, свое веское слово должны сказать простые жители: «Общественность должна свою позицию доносить до власти, ведь та начинает шевелиться только тогда, когда видит недовольство людей, когда в дверь не робко стучат, а колотят граблями и вилами. Сейчас происходят изменения в городской власти, и мы (я себя отождествляю со здравомыслящей, конструктивно настроенной архитектурной общественностью) надеемся, что историю строительства нашего города сможем развернуть лицом к людям, а не к капиталистам, которые Архангельск просто уничтожают».

Также на встрече Дмитрий Яскорский рассказал о смысле профессии архитектора и архитектурной истории Архангельска.

«Чем отличаются архитекторы от докторов? Доктора свои ошибки закапывают, у архитекторов они остаются на земле. Цена просчетов очень высока. Чему служит архитектор, какие цели преследует? От этого зависит очень многое. Архитектура — это не красивые здания, а созидание комфортной среды обитания, благоприятных условий. Если градостроитель слепо повинуется желаниям заказчика и не ставит высоких целей, то лучше ему было бы не идти в эту профессию, урон от его деятельности будет огромен и непоправим», — сказал главный архитектор региона.

Дмитрий Яскорский считает, что чрезвычайно велика роль личности в истории архитектуры. «Возьмем Архангельск. Каким город был в XVIII или в XIX веке? Было много замечательного, но многое и не позволяло развиваться. Одним из выдающихся градостроителей можно считать Якова Лейцингера, настоящего главного архитектора, который произвел колоссальные реформации в структуре города, и все они явились во благо. Он был человеком воцерковленным, и это играло значимую роль».

Архитектор имеет огромные возможности для самореализации, для удовлетворения своего тщеславия, отметил Дмитрий Станиславович. «Если мы хотим заниматься самовыражением, ставим это главным для себя, то получаем результат, который попирает окружающую застройку, игнорирует ее, создает совершенно чуждые здания-монстры, которые получают в народе прозвища не самые лестные, но меткие. Известный французский архитектор Ле Корбюзье сделал колоссальный вклад в теорию современной архитектуры и градостроительства и как практик создал потрясающие произведения, которые сегодня признаны классическими образцами зодчества XX столетия. Он воспринял все новации конструктивизма, положил огромное количество изысканий, предлагал дома строить на ножках, чтобы сохранять природную среду, ландшафт, зелень, деревья. Абсолютно отрицал этот мастер историческое наследие. Он был одним из участников конкурса генерального плана города Москвы. В случае, если бы Ле Корбюзье выиграл конкурс, мы бы не узнали столицу. Чем лучше него академики советской архитектуры, которые спокойно проектировали здание Дома советов на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя? Все это, наверное, плоды такого архитекторского тщеславия».

Дмитрий Яскорский отметил, что архитектура во все времена выражала дух времени, служила выражению господствующих идей и главных веяний истории: «Архитектура всегда воплощала тот период, в который зодчие трудились, начиная с Древнего Египта, где строения выражали религиозную сущность власти фараонов. Идеи периода классической архитектуры, который корнями уходит в Древнюю Грецию, были восприняты в XVIII веке в России, получили распространение после Отечественной войны 1812 года. Строения того времени олицетворяли власть победителя, самодержца Александра I, царские архитекторы являлись выразителями этого духа. Во времена Сталина для избранных — касты партийных работников и других привилегированных деятелей — строились колоссальные представительские здания. В Архангельске это строения регионального управления министерства внутренних дел, здания кинотеатров того времени, дом профсоюзов, ряд зданий по набережной имени Сталина, как она тогда называлась. При этом весь Архангельск утопал в грязи, жил в деревянных хибарах и бараках. В 1937-39 годы город страшно пострадал, все православное наследие было взорвано, уничтожено. В этом отличились местные партийные лидеры и чекисты. Другие города тоже пострадали, но не так, как наш. Переживая послевоенную эпоху, СССР принял решение повернуться к человеку. Типовое домостроение на тот момент могло спасти людей, живших в бараках. Архангельск преобразовывался. То, что делалось тогда, — не так плохо».

Завершая встречу, главный архитектор ответил на вопросы гостей православного кафе «Три свечи».

Пресс-служба Архангельской епархии
3 Декабря 2015