Новости Архангельской митрополии

1 Августа 2015
1 Августа 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 1 августа совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот день Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

За богослужением владыке сослужили клирики собора во главе с духовником епархии протоиереем Владимиром Кузивом. Пел Архиерейский хор под управлением Анны Ширяевой.

Проповедь архипастырь посвятил тому, как преподобный Серафим стяжал в сердце подлинную любовь. «Этот святой XIX столетия по духовной силе подобен отцам первых веков христианства, его подвиги и внутреннее величие не всегда были понятны современникам. Мы, слабые и немощные люди, можем лишь изумляться и благоговеть перед святостью, которую стяжал подвижник. Я хочу обратить внимание на только одну грань духовного таланта преподобного Серафима. Как поется в краткой молитве, тропаре угоднику Божьему, он "умиленным сердцем любовь Христову стяжал". Подумаем, что это означает», — сказал митрополит Даниил.

Часто звучат красивые фразы о любви, заверения разных людей в том, что они кого-то любят. Однако это лишь слова, считает владыка. «На самом деле, любовь — это дар Божий и искусство. В тропаре преподобного Серафима указывается средство стяжания настоящей любви — умиление сердечное. Это сокрушение, плач, который рождает слезы. Часто люди плачут, но не всегда их воздыхания принимаются Богом. Слезы бывают естественными — к ним склонны женщины, бывают греховными — от злобы, зависти, печали житейской. А когда человек плачет о своем духовном убожестве, о нищете духовной, о грехах, такие слезы приятны Господу», — сказал архипастырь.

По его словам, плакать о вещах духовных — это дар от Господа: «Человек легко плачет, если вспомнит что-нибудь скорбное или обидное, но часто ли появляются у нас слезы во время молитвы, когда стоим перед иконой? Молимся ли мы когда-нибудь со слезами? Почему это бывает столь редко? Потому что слезы духовные — это дар Божий. Приобретается он, когда христианин видит свою греховность, видит не только умом, теоретически, но сердцем».

Счастливы нищие духом и счастливы плачущие, процитировал Евангелие владыка. «Плач — это производная нищеты духа. Плач во время молитвы — это плод покаяния, знак того, что Бог принимает наше исповедание и прощает грехи. Как стяжать состояние умиления, плача, этой спасительной печали? Ведь все дары, которые мы приносим Богу, если не растворены печалью о своих грехах, то несовершенны. Состояние печали, выражаемое в плаче, рождается, когда человек старается жить не только по своей воле и не обращает внимания на чужие грехи, когда он не осуждает», — отметил глава митрополии.

Далее владыка напомнил, что все угодники Божии, подобно Серафиму Саровскому, стяжали умиление сердечное: «Я вспоминаю светского писателя, почти нашего современника, который жил в эмиграции, Ивана Бунина. Он писал, что, пребывая на Западе, посетив множество католических и протестантских храмов, ни в одном из них не почувствовал умиления и тихой радости. Между тем, нет ни одного святого, который бы не плакал, не печалился, не переживал, для каждого из них день, в который они не источили бы слез, проходил напрасно. Состояние умиления — самое благодатное, потому что плач дает радость. Ведь Сам Господь приходит в душу, исполненную смирения и плодов глубокого покаяния. Пусть каждый из нас хотя бы немного приобщится к состоянию умиления. Тогда милостивый Бог подаст и радость, и утешение», — завершил проповедь митрополит Даниил.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье из Курска. С детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Будучи ребенком, он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем он тяжело заболел, но быстро поправился.

В 1786 году он принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Однако и после этого святой был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников простил.

После выздоровления преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои труды преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Главный дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу, — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу. Его нашли уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», которую почитал всю жизнь.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января отмечается преставление святого. В этот же день, в 1991 году, чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского.

Житие преподобного Серафима подготовлено по материалам сайта www.pravmir.ru

Пресс-служба Архангельской епархии
1 Августа 2015