Новости Архангельской митрополии

13 Июля 2015
12 Июля 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 12 июля, в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, совершил Божественную литургию в верхнем приделе Сретенского храма села Заостровья (Приморский район Архангельской области).

В проповеди владыка отметил, что недавно в приделе завершились реставрационные работы: «Мы видим, какое благолепие было заложено нашими предками, жителями этого села, видим, что они построили не просто деревенский храм, но величественный, монументальный, живописный и весьма достойный собор. Сегодня я с прискорбием констатирую, что этот храм не вмещает всех желающих. Церковь заполнена молящимися, это очень радует».

Далее архипастырь обратился к подвигу апостолов Петра и Павла. «Наша апостольская Церковь всегда хранит память об учениках Христовых. Сегодня мы почитаем наиболее из них потрудившихся — святых Петра и Павла. Это два мужа, которые особенно ревностно проповедали Слово Божие. Они воспламеняли веру в сердцах человеческих. Мы стоим в этом храме благодаря апостольским трудам и подвигам», — сказал митрополит Даниил.

Затем владыка привел слова Господа Иисуса Христа об апостоле Павле: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и Сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 15-16).

Митрополит Даниил призвал задуматься о том, как может сочетаться избранничество со страданием, болезнью, гонением: «Вся жизнь апостолов и многих других святых исполнена скорбями. Они не пребывали в окружении любящей паствы, доброжелательных людей, помощников, спонсоров, как их называют в современном мире. Ученики Христовы пошли в чужие страны, где их готовы были растерзать, пытались убить, побивали камнями, притесняли. Сегодняшний праздник нам говорит, что жизнь апостолов, это не радость и не наслаждение. Это труды, гонения, исповедание, служение. Результат такой жизни — пребывание в Царствии Небесном».

Архипастырь отметил, что современные верующие не должны забывать о земной судьбе учеников Христовых. «Главная опасность сейчас — не только прямое гонение, но удивительная невосприимчивость к тому, что оставили нам наши предки, к святой вере. Основная масса людей соглашается с тем, что христианство — это хорошо, это высокие идеалы. "Замечательно, если бы наши дети выросли такими", — говорят некоторые. И ничего не делают, не предпринимают никакого движения. Христианство не только признание, что вера наша спасительная, самая высокая и самая достойная, а в первую очередь жизнь по этой вере. Вот что значит продолжать подвиг апостолов! К несению этого креста мы и призваны сегодня», — сказал глава митрополии.

По его словам, если в 1970-80-е годы просто признание в том, что ты веруешь, можно было считать подвигом, то сегодня подвиг — это жизнь по вере: «В наши дни это значит плыть против течения. Ныне там, где христиан не гонят напрямую, их высмеивают. Женщины легкого поведения надевают на себя облачения священнослужителей, мы видим всевозможное издевательство. Тот народ, который теряет свою веру, теряет свою сущность, свое бытие. Мы это видим сейчас в странах Западной Европы. Народ не смог свою веру сохранить, и теперь там доминирует иная вера — мусульманская. Последователи этой религии сплоченны, они верят в будущую жизнь, в воздаяние. Они знают, что своей веры нужно держаться и при необходимости отдать за нее жизнь».

Архипастырь напомнил, что времена гонения наступят вновь: «Мы сегодня стоим и наслаждаемся замечательным храмом, видя это благолепие, но мы должны знать и пророчества. Оптинские старцы говорили, что пройдет время гонений, вновь откроются храмы, монастыри, семинарии, будет свобода вероисповедания, но не долго. Только Бог распоряжается временем, у Него нет слова "недолго" — быть может, это 20 лет, а быть может, 50. Однако Церковь большую часть своей истории была гонима. Желаю всем нам не испугаться, когда вновь наступят трагические для христиан времена. Будем до конца держаться веры апостольской и просить у святых помощи, защиты и мужества!»

Напомним, что 13 июля 2014 года в верхнем храме в Заостровье впервые за 30 лет совершилась Литургия архиерейским чином. Ее возглавил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

История храма Сретения Господня в селе Заостровье:

В старинных документах первые упоминания о существовании в Заостровье православного прихода относятся к XVI веку, к временам пребывания на царском престоле Великого князя Московского и всея Руси Ивана Грозного. Известно, что построенные в Заостровье церкви сгорали в результате пожаров, страдали от ударов молний и саморазрушались. Одна из них была перевезена в Соломбалу. Единственным сохранившимся в Заостровье до наших дней деревянным сооружением XVII века является храм Покрова Божией Матери, строительство которого было завершено в 1688 году. В настоящее время он не действует.

В 1808 году в нескольких десятках метрах от храма Покрова Божией Матери был заложен каменный храм Сретения Господня, который освятили в 1827 году, а строительство полностью завершилось семьдесят лет спустя после закладки, в 1878 году.

В храме шесть престолов, которые были перенесены сюда из прежних, уничтоженных временем церквей. Главный — Сретенский престол находится на нижнем этаже. Рядом с ним, с южной стороны расположен придел Николая Чудотворца. На верхнем этаже еще три престола: во имя мучеников Флора и Лавра, во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонского. Каменная шатровую колокольню построили в 1854 году, а в 1896 году в трапезной храма устроили придел во имя великомученика Пантелеимона. Величественный звон отлитого в 1875 году большого церковного колокола весом в двести десять пудов был слышен даже в Архангельске. Однако в начале 1930-х годов, большевики сбросили его вниз и увезли на переплавку.

Храм Сретения Господня состоит из трех объемов: сеней с звонницей наверху, трапезной и храма, который, вместо традиционной алтарной апсиды, украшает стройный портик с колоннами соответствующими стилю позднего классицизма. Храм увенчан пятью главами, свойственными для зодчества XVII века.

Материалы для строительства завозились на баржах по судоходной в то время реке Заостровке. На средства богатого крестьянина-мецената Андрея Алексеевича Чистикова на нижнем этаже был устроен новый иконостас. Попечитель также разыскал и оплатил работу столичных мастеров по росписи стен и верхних сводов церкви Сретения Господня.

До октябрьского переворота 1917 года кроме церковных зданий, погосту принадлежали три дома, в которых жили священнослужители. Также при церкви функционировали Рикасовское сельское училище и две церковно-приходские школы (в деревнях Лянецкое и Перхачево). С приходом советской власти дома были экспроприированы, имущество разграблено, а школы закрыты.

Церковь Сретения Господня не закрывалась. В начале 1930-х годов были арестованы священники храма. Отец Федор Тамицкий так и не вернулся из ГУЛАГа, отца Александра Лыткина расстреляли чекисты в 1933 году, а диакона Арсения Жаровова отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала, откуда вернулся в 1939 году. После Великой Отечественной войны его рукоположили во пресвитеры, он служил настоятелем храма с 1947 по 1949 год.

Пресс-служба Архангельской епархии
12 Июля 2015