Новости Архангельской митрополии

12 Июня 2015
11 Июня 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Литургию в день святителя Луки (Войно-Ясенецкого), 11 июня. Богослужение прошло в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.

«Святой Лука очень близок нам. Находясь в ссылке в Архангельске, угодник Божий совершал службы в этом храме. А в 1931 году, когда после пыток в тюремной больнице скончался епископ Архангельский Антоний (Быстров), святитель Лука его отпевал в этом храме. Один святой отпевал другого, когда я прочитал это, возрадовалось мое сердце. Этот намоленный храм помнит голос и молитвы святителя Луки. Сейчас мы стоим в его стенах, это удивительно и радостно», — начал проповедь владыка.

Архипастырь отметил, что пребывание на Литургии в день памяти святого означает особую причастность к его памяти: «Выше Литургии ничего нет — ни молебен, ни панихида, ни чтение Псалтыри не превышают главную службу нашей Церкви. Святой Иоанн Кронштадтский никаких священнодействий после Литургии не совершал. Если человек не насытился во время Литургии, это подобно ситуации, когда после царского роскошного пира кто-то идет в буфет и покупает бутерброды. Если не насытился за время Литургии, значит, чем-то не тем занимался — отвлекался, разговаривал, мечтал, а душа осталась пустая. Когда человек молится во время Литургии, ему ничего больше не нужно».

По словам митрополита Даниила, «общая евхаристическая трапеза объединяет нас со святыми»: «Кровь святителя Луки течет в тех, кто сегодня соединился с ним через единую с Господом кровеносную систему. Каждый из нас — это клеточка, которая омывается кровью. Церковь живет Кровью Христовой».

Далее владыка обратился к теме отношения христиан к телесному здоровью: «Сегодня мы прославляем святителя Луку и просим его о помощи. Мы хотим избавиться от страданий и болезней, это естественно, и нужно дерзать. Но когда нам не помогают медикаментозные и духовные средства, значит, таков наш крест, его нужно нести. Святитель Лука, когда был на Крымской кафедре, с особым трепетом относился к священнослужителям и их семьям. Он проводил диспансеризацию и духовную, и телесную. Многих, как потом свидетельствовали, исцелял от болезней, однако под конец жизни сам святитель почти совсем ослеп и достойно нес этот крест».

По словам главы митрополии, телесные страдания можно полюбить: «Но только при условии, что человек воспринимает беды и несчастья, которые приходят, как милость Божию, как то, что нас избавляет от грехов и от наказаний в будущей жизни. Святитель Паисий, который жил в наше время, скончался в 1994 году на Афоне, говорил, что скорби и болезни — это гостинцы. Ребенок радуется подарку, потому что он приносит ему наслаждения. Скорби страдания приносят нам вместе с болью телесной исцеление души. Тогда только человек понимает другого человека, перестает осуждать, гордиться, возмущаться».

Как отметил архипастырь, с грехами нужно бороться: «Осуждение — очень распространенный грех среди православных. Не случайно люди иногда приходят со стороны и говорят: "Ужас, у них там такой гадюшник, все эти прихожане злобные, особенно бабушки. Образ Бабы Яги перекочевал в православные храмы, я в такую церковь ходить не буду". Когда явится на Суд такая бабушка, Господь покажет ей тех людей, которые не пришли в храм по ее милости. Они не увидели улыбок, не увидели сердечной теплоты, зато увидели "наставницу". Ей никто не давал власть, но она присвоила ее сама себе, она всех строила, ругала, учила. "Женщина в церкви да молчит", — пишет апостол, а наши бабушки не молчат — как говорил святитель Лука — они ругаются, осуждают, соблазняют людей. Епископ Лука мог поставить на место: он говорил нелицеприятное, некоторые священнослужители не понимали и не принимали его. На своей кафедре Крымской он был строг, он заставил священнослужителей дежурить в храмах, служить Литургии как можно чаще, молиться от сердца и учить этому своих прихожан. Не все его понимали, возмущались, были и недовольные. Но и Христом были недовольные».

Владыка, завершая проповедь, пожелал прихожанам учиться молитве у святителя Луки: «Сегодня святитель с нами. Мы попросим его не только о чем-то сиюминутном. Мы с вами должны просить прежде всего спасения души, избавления от страстей и пороков. Посмотрим в наше сердце, что мешает нам соединиться в этой кровеносной системе, которая называется организмом Церкви Христовой, что помогает передвигаться Телу и Крови Христовой в организме и что мешает. Попросим конкретно, чтобы избавиться хотя бы от одного греха, от одной страсти. Молитва — это борьба, христианская жизнь — это борьба, а страдания — это наивысшая точка прославления Христа, апостолов, мучеников и святых».

Пресс-служба Архангельской епархии
11 Июня 2015