Новости Архангельской митрополии

7 Июня 2015
6 Июня 2015

Храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской в столице Поморья 6 июня отметил престольный праздник. Торжественное богослужение возглавил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

За Литургией владыка наградил настоятеля храма протоиерея Олега Шевчука правом ношения палицы. Клирик архангельской Александро-Невской церкви иерей Александр Шишлевский удостоен права ношения набедренника.

«Два великих града — Москва и Петербург — имеют покровительницами таких великих жен, как святая Матрона и блаженная Ксения. Когда была построена новая столица, в ней не было великих святых, и вдруг Господь послал эту удивительную женщину. Глядя на ее жизнь, мы видим, что с точки зрения человека неверующего, это — жизнь неудачницы: муж быстро умер, детей не осталось, нет внуков, неудачная жизнь. Обычно в переломные моменты люди меняют свою траекторию жизненную — кто-то уходит в уныние, пороки, начинает пьянствовать. А матушка Ксения ушла от общества, от греха ушла к Богу. Она так любила своего мужа, что ради того, чтобы соединиться с ним в Вечности навсегда, приняла на себя образ глупого человека и много лет несла подвиг юродства. Святая жила, не зная, где она будет спать, во что одеваться, что кушать — такой образ она приняла ради Христа и ради своего любимого человека», — сказал митрополит Даниил в проповеди.

Есть много героев среди людей, которые построили замечательный Петербург, но о них мало вспоминают, могилы их бывают заброшены, продолжил владыка. «А что великого сделала блаженная Ксения? Для города она ничего не сделала: неудачная женщина, сошла с ума, ходила побиралась по городу, явно не украшала столицу. Но ведь на самом деле, благодаря ее горячей молитве многие люди получают утешение. Святая не держала на руках своих детей, не нянчила внуков, но дала это счастье другим, приходившим к ней и просившим ее об этом. Механизм передачи милостей Божиих и счастья называется молитвой», — сказал митрополит Даниил.

По словам архипастыря, не всякую молитву слышит Господь: «Молитва — обращение к Богу, но кого-то Он слышит, а кого-то нет. Почему так? Мы должны чаще задавать себе вопрос, какого качества наша молитва. Если она с зевотой, с рассеянностью, бессердечная, то, конечно, Бог нас не слышит. Молитва — это орудие покаяния. Чем покаяние выражается? Молитвой! Просьба к Богу удачна, когда подключено сердце, когда человек все силы, все сердце и весь ум положил на молитву, его просьба увенчается успехом».

Далее митрополит Даниил отметил, что возрастание в духовной жизни обеспечивается глубоким покаянием: «Святые — те, кто все больше и больше видели себя грешными, видели необходимость принесения глубокого покаяния. Помимо нищеты душевной, для молитвы важен плачь. Когда человек скорбит в глубине сердца, он восходит в состояние кротости. Без этого невозможно совершенствование. Если в нашей молитве нет настроения мытаря, то такое обращение не угодно Богу. Конечно, есть благодарственная молитва, славословная, но в основе ее все равно лежит покаяние. Мы славословим Господа за Его милость и исповедуем свою немощь. Мы просим Его о чем-то, и исповедуем, что мы недостойны этой просьбы. Для того, чтобы молитва была принята Богом, не нужно иметь высшее образование, красоту телесную, молодой возраст, силу ума, хорошую память. Для этого нужно иметь всегда покаяния, чувство своей греховности. Тогда молитва наша будет угодна Богу. Повсюду в богослужении у нас самая краткая и самая глубокая молитва: "Господи, помилуй". Милости просит тот, кто считает себя никчемным. Милости просит у врача тот, кто считает себя больным».

Завершая проповедь, владыка пожелал всем внутреннего состояния нищеты духа: «Блаженная Ксения приняла нищету внешнюю, но это было вторично, главное, что она почувствовала себя действительно нищей духовно. "Господи, помоги мне", — взывала она и, возложив все на Бога, стала служить Ему и людям, жившим в Петербурге. Она была миссионером, который "перевернул" весь Петербург, к ней всегда идет народ. Сколько я ни бываю, ни разу очередь не умалилась. Народ идет со своими горестями, бедами, радостями, потому что с любимым святым человеком делятся всем».

Святая блаженная Ксения родилась в XVIII столетии от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия она сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Вскоре муж скончался, и Ксения осталась вдовою на двадцать шестом году жизни.

Неожиданный удар сильно поразил молодую женщину, она забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и многим казалась лишившейся рассудка. Ксения раздала все имущество бедным, а дом подарила хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении даже подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять ей в безумстве раздавать имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Освободившись от земных попечений, святая Ксения избрала для себя путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Милостыню она не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала их таким же беднякам. Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

Рабочие, строившие каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью во время их отсутствия с постройки кто-то натаскивает на верх строящегося храма горы кирпича. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу: Ксения сподобилась дара чувствования сердец и прозрения будущего.

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище Петербурга. У гроба совершалось много знамений по милости Божией. По совершении панихиды над могилкой святой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали необходимое.

Пресс-служба Архангельской епархии
6 Июня 2015