Новости Архангельской митрополии

17 Мая 2015
17 Мая 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в воскресенье, 17 мая, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. Этот день в церковной традиции именуется Неделей о слепом.

В начале проповеди владыка пересказал евангельский сюжет, предлагаемый вниманию верующих в этот день. Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос апостолов, кто согрешил: он или его родители, Христос отвечал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин.9,3-5). Исцелившись по милости Божией, слепорожденный стал свидетельствовать о Спасителе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали внушать исцеленному про Христа, что «Не от Бога Этот Человек» (Ин.9,16). Но прозревший возразил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9,33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, этот человек сказал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9,38).

«Через это евангельское повествование Церковь хочет оградить от страшного греха, имя которому самомнение. По учению святых отцов, это такой вид и проявление гордости, когда человек думает: "Я сам знаю", "Я сам умею", "Я сам все сделаю", — сказал митрополит Даниил. — Когда человек живет самомнением, он несчастен, потому что не может получить помощи от друзей, от людей, которые его окружают, ибо он попросту никого не слушает. В духовном плане такой человек еще несчастнее, потому что не слушает Бога и священнослужителей, которые живут рядом».

По словам архипастыря, самомнение присуще каждому человеку, однако степень одержимости этим пороком разная. «Самомнение излечивается смирением. Что такое смирение? Это правильное воззрение на себя, на весь мир, на человеческую природу. Мы осознаем, что каждая человеческая душа выше всего мира, но она поражена греховными язвами. Поэтому каждый должен осознавать себя грешником последним, просить у Бога помощи, чтобы не осуждать других, не учить никого, не ставить окружающих "на место", но только видеть свои прегрешения, которым "несть числа". В результате добродетели смирения возникает чувство покоя и мира».

Другая важнейшая добродетель, по словам владыки, — это смиренномудрие: «Это такое состояние, когда человек умом постоянно анализирует ситуацию и, несмотря ни на какие попытки дьявола подтолкнуть его на осуждение, ропот, недовольство, лукавство или неприязнь, сопротивляется».

Глава митрополии напомнил, что не всегда благообразный внешний облик человека или опыт церковной жизни свидетельствует о смирении человека: «Часто мы видим, что, к примеру, живет кто-то в монастыре долго — борода поседела, а даров благодати у него нет. Это потому, что самомнение, гордость гложут его, а смирения нет. Вот ходит человек в храм всю жизнь, какая-нибудь старая прихожанка, а только откроет ротик, послушаешь ее: "Все не так, все плохие, раньше вот так-то служили, так-то пели, раньше то, раньше се, а сейчас все плохо". Когда я пришел в монастырь, нас учили не смотреть на внешний вид людей, а слушать, что они говорят. Есть братия в обители, которые себя укоряют, а есть те, кто осуждают наместника, благочинного, эконома. "Не держитесь с такими, бегите от них", — учили нас».

Завершая воскресную проповедь, владыка пожелал всем духовной свободы: «Это мир внутри нашего сердца, состояние покоя. Когда научимся смирению, в душе появится покой и мир, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Давайте очистим свое сердце от гордости и самомнения, чтобы суметь воспринять Дары Духа Святого». 

Пресс-служба Архангельской епархии
17 Мая 2015