Новости Архангельской митрополии

30 Марта 2015
30 Марта 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил последнюю в 2015 году Пассию. Богослужение прошло в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.

«Мы прочитали этот чудный акафист, показывающий глубину промышления Божия о спасении рода человеческого, — сказал владыка в проповеди. — Чин Пассии содержит молитвословия из службы Страстной Пятницы, совершаемой один раз в году. Богослужение в тот день могут посещать не все, потому что это будний день. Замечательно, что Пассии, совершаемые четыре раза в году, позволяют нам вспоминать Страдания Господа Иисуса Христа при чтении умилительного акафиста и слушании особенных песнопений».

Владыка призвал верующих с разумом подходить к постным подвигам: «Мы слышали замечательные слова акафиста, содержащие просьбу ко Господу помочь нам распинать плоть "со страстьми и похотьми". Святой Пимен Великий писал, что христиане убивают и распинают не тело своё, но страсти, уничтожающие душу. Мы не телоубийцы, а страстеубийцы».

По словам архипастыря, выражение "распинать плоть" означает стремление христиан избавиться от "ветхого человека" в своём сердце: «В момент грехопадения в человека вошли страсти. "Ветхий человек" подчинил себе чувства, мысли, слова, дела и переживания. Враг рода человеческого так искусно подчинил наше естество себе, что мы грех стали считать естественным. Нам кажется, что злые, постыдные, гнилые дела и мысли принадлежат нам. Однако нужно помнить, что это не наше, это — наследие "ветхого человека". От него нужно избавляться, изгонять из себя, распинать "со страстьми и похотьми"».

По словам владыки, потомки Адама любят грех и не любят Господа по вине "ветхого человека", обитающего в их душах: «Мы любим людей за телесную красоту либо за их благодеяния в наш адрес, либо за любовь к нам. Но в Господе есть все три составляющие: Любовь, которую невозможно выразить, Красота, которую невозможно описать, и безграничная Доброта. Бог нам обещает Царство Небесное, вечное Блаженство, а дьявол влечет в ад. В оставшиеся две недели поста давайте усугубим свое внимание к тому месту, откуда рождаются грехи, — к сердцу, ведь именно оно плодит злые помыслы, убийства, блудодеяния и прочие мерзости. Чем больше мы очистим свое сердце, тем больше получим помощи от Господа. Бог не может ниспослать нам милость, если оно заполнено грязью греховной. Благодать Его выражается в радости, в мире, в тишине. Наступит Пасха, и одни будут радоваться много, другие мало, а некоторые вообще будут безрадостны оттого, что некуда входить радости: ведь из сердца не вынесено зло. Желаю всем нам глубинного христианского очищения».

Слово «пассия» происходит от латинского «passio» и означает «страдание». Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению. 

Пресс-служба Архангельской епархии
30 Марта 2015