Новости Архангельской митрополии

14 Января 2015
14 Января 2015

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Божественную литургию, 14 января, в день памяти Обре́зания Господня и святителя Василия Великого в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. Архипастырю сослужило духовенство храма. На малом входе владыка удостоил правом ношения золотого наперсного креста клирика Ильинского собора иерея Василия Келеша. За богослужением помимо архиерейского хора (регент Екатерина Харитонова) пел детский хор Епархиальной воскресной школы (регент Валентина Ведерникова).

В проповеди владыка обратился к житию святителя Василия Кесарийского (IV век). По словам архипастыря, современники уподобляли его кораблю, наполненному многими дарами. «Лишь одного дара не было у святителя - дара здоровья. Этим и объясняется, что святой рано скончался, - сказал владыка. - Описывая свое состояние, святой Василий говорил, что болезнь следует за болезнью. Такое физическое состояние было у человека, который творил чудеса, исцелял других больных. Часто, начиная заболевать, мы бываем не способны к молитве. Возносить молитву, пребывая в тяжелом физическом состоянии, - это большой подвиг, который нес святой Василий Великий».

Архипастырь отметил, что житие святого очень пространно. «Я хочу остановить ваше внимание на последних днях жизни св.Василия, на его великой любви к Богу и людям. Святой любил не только единоверцев, но и неверующих во Христа: язычников и иудеев». В подтверждении этой мысли митрополит Даниил рассказал один из эпизодов жизни святого. Вот как он изложен в житии, написанном святым Димитрием Ростовским: «В Кесарии жил один еврей, по имени Иосиф. Он был так искусен в науке врачевания, что определял по наблюдению над движением крови в жилах день наступления смерти больного за три или за пять дней, и указывал даже на самый час кончины. Богоносный же отец наш Василий, предвидя будущее его обращение к Христу, очень любил его и, часто приглашая его к беседе с собой, уговаривал его оставить еврейскую веру и принять святое крещение. Но Иосиф отказывался, говоря: «В какой вере родился я, в той хочу и умереть». Святой же сказал ему: «Поверь мне, что ни я, ни ты не умрем, пока ты «не родишься от воды и духа» (Иоан.3:5): ибо без такой благодати нельзя войти в Царство Божье. Разве отцы твои не крестились «в облаках и в море» (1Кор.10:1)? разве не пили они из камня, который был прообразом духовного камня-Христа, родившегося от Девы ради нашего спасения. Сего Христа твои отцы распяли, но Он будучи погребен на третий день воскрес и, взойдя на небеса, сел одесную Отца и оттуда придет судить живых и мертвых».

Когда же наступило время преставления святого, он заболел и призвал к себе еврея, как бы нуждаясь в его врачебной помощи, и он спросила его: «Что скажешь ты обо мне, Иосиф?». Тот же, осмотрев святого, сказал домашним его: «Приготовьте все к погребению, ибо с минуты на минуту нужно ожидать его смерти». Но Василий сказал: «Ты не знаешь, что говоришь!». Еврей отвечал: «Поверь мне, владыка, что смерть твоя наступит еще до захода солнца». Тогда Василий сказал ему: «А если я останусь жив до утра, до шестого часа, что ты тогда сделаешь?». Иосиф ответил: «Пусть я умру тогда!». «Да, — сказал на это святой, — умри, но умри греху, чтобы жить для Бога!». «Знаю, о чем ты говоришь, владыка! — отвечал еврей, — и вот я клянусь тебе, что если ты проживешь до утра, я исполню твое желание».

Тогда святой Василий стал молиться Богу о том, чтобы Он продолжил жизнь его до утра для спасения души еврея, — и получил просимое. На утро он послал за ним; но тот не поверил слуге, сказавшему ему, что Василий жив; однако пошел, чтобы увидеть его, как он думал уже умершим. Когда же он увидел его действительно живым то пришел как бы в исступление, а потом, упав в ноги святому, сказал в порыве сердечном: «Велик Бог христианский, и нет другого Бога, кроме Него! Я отрекаюсь от богопротивного жидовства, и обращаюсь в истинную, христианскую веру. Повели же, святой отец немедленно преподать мне святое крещение, а также и всему дому моему». Святой Василий сказал ему: «Я крещу тебя сам своими руками!». Еврей, подойдя к нему, дотронулся до правой руки святого и сказал: «Силы твои, владыка, ослабели, и все естество твое вконец изнемогло; ты не сможешь окрестить меня сам». «Мы имеем Создателя, укрепляющего нас», — отвечал Василий. И, восстав, вошел в церковь и пред лицом всего народа окрестил еврея и всю семью его; он нарек ему имя Иоанн и причастил его Божественных Таин, сам совершив в тот день литургию. Преподав наставленье новокрещенному о вечной жизни и обратившись с словом назидания ко всем своим словесным овцам святитель оставался в церкви до девятого часа. Потом дав всем последнее целование и прощение, он стал благодарить Бога за все его неизреченные благодеяния и, когда еще слово благодарения было на устах его, предал душу свою в руки Божьи.

Новокрещенный же еврей, увидев святого умершим, пал на лицо его и со слезами сказал: «Воистину, раб Божьи Василий, ты и теперь не умер бы, если бы не захотел сам»».

Пресс-служба Архангельской епархии
14 Января 2015