Новости Приамурской митрополии

Источник информации: Приамурская митрополия
8 Сентября 2016
8 Сентября 2016 11:19

«Божественное слово»: Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеклассной работе по литературе

В ХХ веке один очень известный всем нам педагог, учитель литературы, сказал: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания». Этим педагогом был Е. Н. Ильин. Другой педагог В.А.Сухомлинский подчекнул: :«Настоящий человек начинается тогда, когда есть святыни души»!

Важно, что именно учителя почувствовали уже тогда необходимость возвращения к истокам нашей культуры, к тому, что взрастило ее и питало на протяжение многих столетий, к нашим духовным корням.

Сегодня проблема духовного воспитания особенно актуализировалась в связи с новыми условиями жизни общества, когда духовные ценности предшествующего поколения были дискредитированы и получили презрительное название «совковых», а их носители стали попросту «совками». Это те новые условия, когда достижение материальных благ стало главным в жизни, а ценность и значимость личности стала определяться толщиной её кошелька. Или того хуже – возможностью её приобщения к так называемым западным ценностям. Там, на западе, безусловно есть духовные ценности – есть музыка, есть «Аве Мария» Шуберта, есть живопись, волшебный итальянецБотичелли, например, есть великая литература – Драйзер, Марк Твен тот же, и др. Учительской аудитории эти мена хорошо известны.

Но у определенной части населения нашего «совковость» проявлялась весьма специфически. И как ни странно, это прежде всего у тех, кто считает себя оппозицией всему российскому и русскому. Так, 2 февраля 2014 г., участвуя в дискуссии о патриотизме (категория духовная, нравственная), ведущая радиостанции «Дождь Ксения Ларина сказала: «Я ненавижу патриотизм. Он не воспитывает ничего кроме агрессии и невежества… Я не люблю родину (Родину) давно и убежденно... Сегодня на “Дожде” я пыталась сказать, что всем самым чудовищным в человеке мы обязаны патриотизму. Патриотизм разрушителен, он ничего не создает кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации... Он упрощает человека, лишает его разума...»

Говоря о стране, в которой она выросла, она не скрывает ненависти и презрения. Как главный негатив советского периода она вспоминает очереди конца 80-х годов. И не боль, не сожаление руководят ею при этом. «Я никогда не стояла в очередях, - говорит она, демонстрируя свою независимость от того, что происходило в стране». Очереди – для быдла. (И это правда, ее отец работал во Внешторге) «Но, -продолжает она,- было и исключение, в котором признаюсь без стыда. Я стояла в очереди в Макдональдс, в той самой очереди зимой 90-года. И поверьте, это была не давка за гамбургерами, на очередь за американской хавкой – это была очередь за свободой. Это была акция не столько гуманитарная, сколько гуманистическая: нас включали в свободный цивилизованный мир, признавали нас полноправными его гражданами. Это была самая прекрасная, самая духовная очередь в моей жизни». Каково? Самая духовная очередь – за бутербродом. Бедная женщина с извращенным сознанием! Но ведь она не одна такая. Сколько их вещают сегодня на своих радиостанциях, телеканалах и в Интернете!

Падение нравственности особенно у молодежи сегодня отмечают все. Она принимает такие размеры, что угрожает национальной безопасности. Об этом говорил Президент России В.В.Путин, открывая заседание Общества российской словесности. Показательно, что инициатором воссоздания этого общества и созыва Всероссийского совещания стал Глава РПЦ Святейший Патриарх Кирилл. Церковь, как никакой другой институт общества, первой почувствовала дефицит духовности и нравственности в обществе. Не человек, не его душа, не её жизнь оказываются в центре внимания институтов общества, а доллар…И это становилось практически идеологией, пропагандировалось СМИ так или иначе. Даже школа, даже образование стало «пелагогической услугой». От невнимания к человеку - рост насилия, агрессии, неуважения. Агрессия на дорогах, о которой каждый день слышим с экранов, поведение автолюбителей. А конфликты школьников с учителями, выливающиеся подчас в криминал? Их нам тоже показывают. И это страшно. Мне кажется, это своеобразная реакция на сложившееся отношение к человеку. С этими новыми, «долларовыми», идеологическими установками, как представляется, связано и сокращение числа часов на литературу и русский язык. Ведь литература – это человековедение. Горький писателей называл «инженерами человеческих душ». А человеческая душа никому не нужна оказалась.

Слава Богу, в обществе, и в образовании в том числе, сегодня, судя по происходящим переменам, даже по тому, как сформулировано в программе семинара мое выступление - «Божественное слово», наступает время возвращения к подлинным ценностям нашего народа, к традиционной его культуре, выросшей на основе Православия, к великой нашей литературе с ее мощными духовными корнями, ее мощным духовным и нравственным потенциалом.

Православное миропонимание отличается от другого именно своим отношением к человеку. В каждом, даже самом падшем, оно призывает видеть Христа, видеть Божественное начало в человеке. О приближении к такому миропониманию, попытке вернуться к идеалам нравственности исторически сложившимся в народе свидетельствуют появление Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков-М.: Просвещение, 2011.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)]. Нацелена на это и рекомендованная сегодня к внедрению в школах программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А.Кузьмин и А.В.Камкин), в которой развитие духовности и нравственности учащихся предусматривается (цитирую) «на основе ценностей отечественной культуры, приобщения к родным истокам в условиях многоконфессиональности».

Отличительной чертой современных технологий ведения работы по духовно-нравственному развитию молодежи стала четко выраженная интеграция светского и религиозного образования. Интеграция эта, как видим, обозначена на уровне государственных документов.

Не случайным в этом свете оказывается и наметившееся возвращение молодежи к нашей литературе, возрождение Общества российской словесности. Из всех существующих видов искусств – искусство слова самое универсальное. Если хотите, самое Божественное. Божественное не в плане великолепия, хотя это есть в ней, по своей природе Божественное. «В начале было Слово». Это так. Слово – в основе многих видов искусств. Скульптура Самсона, раздирающего пасть льва. В основе - античная легенда. Балет, опера – в основе – либретто (словесная канва). Но продолжим цитирование Евангелия от Иоанна – «И Слово было Бог». Тысячелетия назад человечество определилось в своем отношении» к слову. Знак равенства между словом и Богом поставлен. «И слово было у Бога». Дар владения словом – высший дар.

Сами художники слова всегда чувствовали это. «Я знаю силу слов, я знаю слов набат, они не те, которым рукоплещут ложи… (Маяковский). Как бы сегодня ни оценивали его поэтическую позицию, он остается величайшим поэтом своей эпохи по уровню владения словом. Как бы он ни отказывался от традиций прошлого (Пушкина – с парохода современности), прошлая культура прорастает в нем. «Слов набат». Набат – термин из области религиозной, колокольный звон, сигнал тревоги, общего сбора, обращенности к человеку. А колокол – символ церкви, ее соборности.

«Колокол» - так не случайно назвал свой сборник стихов прекрасный русский поэт Б.Чичибабин, поэт конца ХХ века, последний в истории поэт, удостоившийся Государственной премии СССР в области литературы. «Как благовест Господний звучат стихи» – образ-сравнение, возникающий в стихотворении «О, дай нам Бог внимательных бессонниц» в полной мере отражает это понимание особого места и назначения искусства слова в жизни.

Гармония поэзии– это проявление лика Бога в том его понимании, которое есть у этого поэта. Это лад и красота, создаваемые человеком, рукотворные. Но оттого и особенно значимые, что являются выражением Божественного начала в человеке, его способностью к созиданию гармонии. Образ благовеста – колокольного звона, возвещающего о начале службы в церкви, призыва, обращения к душе человека - подчеркивает такую же обращенность поэзии к внутренней, глубинной человеческой сути, к душе, к совести.

Как и Бог, поэзия, (шире литература) будучи особым его проявлением, по Чичибабину, способна на чудо созидания и возрождения души. Эту чудотворность её поэт сам не раз ощущал в жизни. Стихи становились ему опорой в минуты душевного разлада:

Душе, что от смуты раскисла,

певуче прикажут: проснись!

и жизни без воли и смысла

напомнят про лад и про смысл.

Показательно, что Чичибабин, в жизни старавшийся избегать ситуаций приказа, ситуаций зависимости от какой-либо власти, признает полную власть поэзии над собой. А о том, что она действительно обладает над ним особой властью, как раз и свидетельствует императив «проснись!» и семантика глагола «прикажут». Ведь приказывать может лишь обладающий властью. Но у поэзии и приказ не насилие, а благозвучный зов: «Певуче прикажут». Песенность же всегда связана с ладом, стройным сочетанием звуков, с гармонией.

Любопытным оказывается и сопоставление определений «без воли и смысла» с «ладом и смыслом». В этом сопоставлении со всей очевидностью просвечивает содержание, вкладываемое Чичибабиным в понятия «воля», «свобода». Для него это прежде всего внутренняя гармония - гармония души, духа человека. И эту свободу ему и дает творчество, поэзия и искусство в целом

Для Чичибабина характерна эта убежденность в силе поэтического слова, в том, что оно способно помочь людям, стать для них каким-то новым жизненным ориентиром, дать веру. Только слово это должно быть искренним, истинным, великим:

Но лишь тогда в Начале будет Слово,

когда оно готово Богом стать.

(«Памяти друга»)

Поэтому и поэтический труд – это не просто труд, это самоотдача, самозабвение, отчасти подобное подвигу Христа за спасение человечества: «А на кресте взлетать с голгофской кручи - У смертных нет такого ремесла» («Нехорошо быть профессионалом»

Поэтический труд – это особая мера ответственности человека перед людьми и Богом. «Тяжело словесности российской – хороши ее учителя». Учителя это – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Ахматова, другие поэты Серебряного века. Оксюморон, возникающий в этих строчках отражает и высоту поэтической культуры России и сложность в достижении этих высот для современных поэтов.

Поэзия Чичибабина ориентирована на христианские, православные ценности. Образы - концепты в его творчестве – Дух, Душа, Добро, Гармония, Бог (к которому он приходит в конце своего творческого пути («Как поздно я к людям пришел со стихами своими, Как поздно я к Богу пришел с покаянной душой!»). Ориентирована она и на тот уровень художественности, который задали авторы прошлых времен.

Один из них Достоевский. Опыт обращения к его творчеству в школьном изучении как никакой другой позволяет увидеть православную основу его творчества, его православное миропонимание.

Сошлюсь на опыт учителя Е.В.Ковалевой, (опубликованный в статье Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 1-4).

При изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» она попросила ребят письменно, одним предложением, ответить на вопрос: В чём юридическая и в чём нравственная вина Раскольникова? (Ответ на этот вопрос показывает, насколько ученики проникли в философские глубины романа). Ребята отмечают, что нравственная его вина в том, что он разрешил себе убить. Далее следует вопрос: на какие собственные имена опирается Раскольников, строя свою теорию? (Ликург, Магомет, Наполеон и др.) Затем ставится центральный вопрос урока: какое одно-единственное имя опрокидывает эту теорию и почему? Предлагается ребятам произвести анализ нескольких эпизодов. К концу урока совместно учитель и ученики приходим к ответу: это имя — Христос, единственный в истории человечества Учитель, не требовавший жертв, пожертвовавший собой. во имя любви к человеку. Далее готовится ответ на вопрос о том, кто из героев романа так же поступает в романе? Ответ прост - Сонечка Мармеладова. И теперь уже следует итоговый вопрос урока: какова позиция автора? Для Достоевского есть только одна истина — великая христианская любовь к человеку.
Достоевский – это классика.

Возьмем автора более близкого по времени
А.ПлатоноваВ качестве подтверждающего примера можно привести урок по рассказу Платонова “Юшка”. Рассказ начинает читать учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается. И учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов

  • - Нравится ли вам главный герой?
  • - Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему?
  • - Если бы вы такого человека встретили на улице, то:
  • а) подали бы руку?
    б) прошли бы молча мимо?
    в) брезгливо усмехнулись бы?
    г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?
  • Картина получается безрадостная. Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

    Очевидна возможность конфликта. С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики снова слушают текст, потом отвечают на вопросы.

    • - Что же за человек Юшка?
    • - Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?
    • - Какая черта его характера выходит на первый план?
    • - Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)
    • - За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).
    • - Разве плохо быть не похожим на других? Почему?
    • - А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?
    • - Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?
    • - Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?
    • - Представьте, что он — ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?
    • - Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:
      • - Можно ли быть таким? (Нет)
      • - А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).
      • - Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)
      • - О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?
      • (Доброта, искренность, беззлобие).
      • - Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?
      • (Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).
      • - Поняли ли люди свою ошибку?
      • - Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).
      • - Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?
      • (Идет разговор о духовной красоте). Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

        Особое отношение у Церкви к таким людям, как Юшка. Здесь особо ценят духовную красоту таких людей.

        Мне кажется, что достаточно интересным и инновационным для школьников будет и знакомство с творчеством современного писателя , лауреата литературной премии «Книга года» в номинации «Проза» 2012 года, ( а также «Книжной премии Рунета» в номинациях «Лучшая книга Рунета» (выбор пользователей) и «Бестселлер „Озон.ру“» (как самый продаваемый автор), лауреата Большой литературной премии России (2016) архимандрита Тихона Шевкунова, с книгой его рассказов «Несвятые святые».

        Инновационность его книги подчеркнул Александр Проханов, писатель и публицист, заметив «Книгу я читал ещё в рукописи и публиковал отрывок в своей газете. Когда я читал эту книгу, я понял, что читаю монастырскую прозу. У нас была городская проза, деревенская, фронтовая. Это — монастырская проза. В этой книге предложен уклад, персонажи, типы, той среды, которая ещё 20 лет назад казалась камерной, запертой за ограды. Теперь эти ограды распахнулись, появились новые монастыри, и жизнь их стала частью открытой общероссийской жизни».

        Приведу и другие отзывы об этом издании. «Книга архимандрита Тихона (Шевкунова) написана в лучших традициях русской литературы — это становится ясно каждому, кто берет её в руки. С первых строчек читатель попадает в мир ясный и простой, в мир необычный и непостижимым образом родной, несмотря на то, что человек читающий может мало что знать о жизни Церкви»-замечает журналист Наталья Волкова.

        Особенности поэтики этой книги тонко прочувствованы Б.Любимовым, ректором Московского театрального училища им. Щукина. «Книга написана очень одарённым литератором, - замечает он,- …Здесь юмор, ирония, пафос, трагизм, драматизм. Юмор не часто бывает удачным в церковной среде, легко скатывается в ёрничество, кощунство. Здесь соблюдена та мера, которую можно назвать православным юмором… Читатель увидит здесь фрагменты Патерика 21 века. Но в то же время это живая современная и талантливая литература. Тут и фрагменты проповедей, и исповеди, и притчи. Книга написана человеком, упоённым церковной и монастырской жизнью».

        Книга документальна, и, вместе с тем, очень личная, как личный дневник автора. Очаровывает ее откровенность и простота. О каждом рассказе можно вести часовые беседы. Каждый дает материал для понимания того, что есть духовность и нравственность. Нельзя оставлять их за рамками школьного чтения.

        И еще несколько слов об авторе, который рядом с нами и которого мы мало, а практически и вовсе не знаем. Это клирик Амурской епархии иерей Николай Блохин, член Союза Писателей России. Человек интереснейшей судьбы. И писатель талантливый. В этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии - премии уникальной, учрежденной в 2010 году. Ее удостаивались крупнейшие русские писатели нашего времени. Первым ее лауреатом стал писатель Владимир Крупин (2011). Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителем стала Олеся Николаева. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому. Теперь в этом ряду находится и наш иерей Николай Блохин.

        Сегодня мы в Амурской епархии готовим творческий вечер – встречу с писателем Николаем Блохиным. Его повести и рассказы для прочтения можно легко найти в интернете, если нет возможности приобрести книги. Приглашаю вас на этот вечер. Будет интересно.

        Этот вечер - только одна из форм внеклассной работы по литературе, которые планируются нами к проведению в 2016/17 учебном году.

        Что еще мы можем вам предложить? Прежде всего для учителей.

        1.Для учителей в 2016/17 году мы планируем проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Религиоведение с углубленным изучением основ православной культуры» на базе АмГПГУ. В курсе переподготовки есть блок «Православие и русская литератра». Обучение без отрыва от работы. Объем учебных часов -252. Для учителей, рекомендованных отделом образования к обучению, оно бесплатно. Финансовые расходы берет на себя епархия. Диплом о переподготовке государственного образца.

        2. Для тех, кого интересуют вопросы богословия и более глубокое изучение основ Православия сейчас проводится набор на образовательные курсы по программе дополнительного образования духовных семинарий. Обучение -3 года. Бесплатно, без отрыва от производства. Блок «Православие и литература» расширен по сравнению с предыдущей программой.

        3. На базе образовательного центра епархии открыты курсы старославянского языка для интересующихся историей языка и желающих понимать язык церкви на богослужениях.

        4. В новом учебном году мы совместно с Управлением образования планируем организацию участия учителей во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Положение о конкурсе уже сейчас есть на сайте епархии. Методический семинар для будущих участников будет проведен в феврале 2017 года.

        Для школьников мы предлагаем такие формы внеклассной работы как

        • Лекторий «Час духовности». На этих часах предусматривается презентация православных книг – Библии. Евангелия , Апостола и Букваря Ивана Феодорова, первой светской книги для детей « Юности честное зерцало, 1717 год» и книги Э.Успенского, с тем же названием, современной художественной прозы для детей, икон Покровительницы Земли Дальнерусской, знакомсто со стихотворениями русских авторов на тему «Церковные праздники в русской поэзии.
        • Экскурсии «Золотые купола Комсомльска»,
        • Квест-игры «Святыни и сокровища храма св. Илии», «Архиерейский книговник»,
        • брейн-ринги для старшеклассников «Глаголь. Добро»
        • творческие конкурсы «Духовный поиск молодых» с публикацией рассказов, эссе, стихотворений,
        • Рождественские чтения с секцией «Николаевские чтения» (молодежная секция).
        • Молодежная гостиная «Поэзия Рождества» ,
        • День Православной книги с выставкой раритетных изданий «Очаровательная прелесть старых книг» (из фондов епархии), конкурсом чтецов, конкурсом «Живая Буквица» – рисование буквиц старославянского алфавита, и др
        • Проведение благотворительной акции «Подари книгу детям».
        • День славянской культуры и письменности с его особой программой, разработанной совместно с кафедрой литературы АмГПГУ.
        • Так уж сложилось, что Школа и Церковь объективно оказались со-работниками в этом трудном и сложном деле образования молодого человека, которое предполагает, однако, не только вооружение его знаниями, но - и по–нашему мнению, в первую очередь - созидание его души, формирование его нравственности. Развитие духовно-нравственной сферы человека, или как говорят в церкви, спасение души человека, возвращение нашей молодежи к тем нравственным ориентирам, которые помогали поколениям наших предков выстоять в невероятно трудных испытаниях, – объективно оказывается сегодня нашим общим полем деятельности.

          Для тех из вас, кто еще сомневается, надо ли сотрудичать с Церковью (а такие педагоги есть, и вы это знаете), хочу сказать: Не надо бояться Церкви. Насильно никого там не воцерковляют. Это противно самой этике Православия. Но приобщение людей, особенно молодых, к истокам, к духовным основам нашей культуры – это путь к вочеловечиванию, консолидации общества. Вспомним еще раз слова Василия Сухомлинского: «Настоящий человек начинается тогда, когда есть святыни души». Будем помнить завет этого великого педагога.