Новости Приамурской митрополии

Источник информации: Приамурская митрополия
4 Августа 2015
3 Августа 2015 18:10

О сверхъестественном и противоественном.

Тема, раскрытая в данной статье, является одной из базовых при проведении огласительных бесед с готовящимися ко Святому Крещению в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона пос. Циммермановка.

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия
(и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет
и теперь есть уже в мире. ...Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1Иоан.4:1-3, 9).

Каждый год в самом начале августа Православная Церковь празднует память трех очень необычных святых: преподобного Серафима Саровского Чудотворца († 1833 г.), святого пророка Божия Илии († IX в. до Р.Х.) и святого целителя Пантелеимона († 305 г.). Три этих великих человека жили в очень далекие друг от друга исторические отрезки времени и на территории разных государств, это были израильтянен, малоазиец и русский. Различна была и их деятельность: один - пророк, другой - врач, а третий - монах-священник, причем первый из них жил вообще еще за 900 лет до Рождения на земле Христа, но именно Церковью он чтится как Божий святой. Все трое творили великие чудеса Божии на земле. Если спросить человека слышавшего кое-что о чудесах, которые они совершали, но далекого от Церкви, - кем были эти люди?, то он возможно скажет, что это были люди, обладавшие удивительными, феноменальными, аномальными, сверхъестественными способностями: исцелять болезни, предсказывать будущее и видеть за тысячи километров. Но чем же они тогда отличались от тех, кого мы называем экстрасенсами, ясновидящими, медиумами, астрологами, гадателями, "целителям", знахарями, йогами, эзотериками, к которым нередко обращаются люди, чтобы через них получить выздоровление, или узнать какую-то информацию? Ни один из этих перечисленных ярлыков-"званий" совершенно не применим в отношении святых и даже хотя сам Пантелеимон и именуется целителем, но именно святым целителем и не иначе. Как разобраться: и там, в жизни трех великих святых мы видим многие предсказания и исцеления, которые они совершали и по смерти непрестанно совершают, и здесь - с экранов телевизора нам показывают тех, кто предсказывает и лечит. Поставленный вопрос, или точнее ответ на него сводится к тому - чьей силой совершается то, что выходит за пределы естественного у первых и чьей силой похожее совершается у вторых, то есть, от куда у людей, не являющихся святыми берутся "сверхспособности"? И речь идет вовсе не о тех потенциальных способностях, которыми обладает человеческий мозг или сознание, ведь даже если мы к примеру научимся использовать мозг или область сознания на 100%, то это все же будет относиться к естественным способностям нашей природы. Речь пойдет именно об источнике тех магических явлений, которыми пользуются известные категории людей для развития и раскрытия в себе "сверхъестественного". Исчерпывающий и простой ответ на представляющееся противоречие мы находим в той самой причине, по которой христианство на протяжении всех двух тысяч лет старается предостеречь и уберечь нас от посещения людей, обладающих "сверхсилами".

Пророк Илия и легион экстрасенсов

Говоря об экстрасенсах, ясновидящих или "целителях", прежде всего, важно четко понимать, что те "способности", которыми они пользуются, проистекают не из Божественного мира, они даются им не от Бога, так как и служат они не Богу и не исповедают Христа Богом. Если всех святых объединяет любовь к живой Личности Бога, любовь ко Христу, то всех экстрасенсов объединяет служение темному миру. Еще во времена Ветхого Завета пророк Илия, был послан Господом к царю Ахаву для прекращения народного бедствия (трехлетней засухи), которое происходило по причине отступления Израильского народа от веры в Единого Истинного Бога и обращения к жрецам-колдунам. Тогда пророк Илия велел собрать жрецов демона-идола Ваала и предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен. Пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Колдовавшие вокруг идола Ваала четыреста пятьдесят жрецов были посрамлены, а народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един!" После того, как народ таким образом покаялся, небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю и бедствие (засуха) прекратилась.

Важно понимать и то обстоятельство, что раньше пророками являлись, равно как например и святыми старцами в наше время являются люди, не сами искавшие себе даров пророчества (предсказания) или прозорливости, но призванные на то Самим Богом, по особому избранию Божию и с определенной спасительной целью. Иначе дело обстоит с теми, кто служит не Богу. Примечательно, что иные из таких людей "со способностями" непреднамеренно, в начале сами не зная того, обнаруживают в себе то, что выходит за рамки естественного, но обнаружив, начинают развивать в себе эти "способности", то есть некоторым людям это уже с детства бывает навязано, внедрено - в силу определенных событий, предшествовавших рождению ребенка, либо последовавших после его рождения. Причина возникновения "аномальных странностей" в таком ребенке в основном следующая. Либо кто-то из родителей ребенка занимался колдовством или какими-то не имеющими отношения к христианству духовными практиками, либо малыша водили "лечить" к бабке, после чего и началось.. Заметим, что согласно еще древнему учению Церкви, навязывающее, насильственное, порабощающее невидимое действие на состояние человека оказывают именно те существа, которые именуются падшими духами. Вспомним, что именно сатана с демонами (бесами) и есть эти падшие ангелы. Некогда великий и светлый ангел, возгордившись и восстав в небесном мире на Бога, противопоставил себя Ему, направив таким образом свою волю от добра ко злу. Также и в мире земном падшие духи, овладевая людьми, иногда наделяют их "сверхспособностями", стремясь внедрить таким образом, через них в жизнь человечества альтернативу Божественной силе, противопоставляя самих себя Богу и Его воле в лице например какого-нибудь экстрасенса. Эти "способности" - прикрытое, замаскированное зло падших духов, которые преследуют одну цель - оторвать от Бога, завладеть нами и погубить нас, уподобив себе, сделав нас по нраву демоноподобными, тогда как мы сотворены по образу и подобию Божию. Для того, чтобы это сделать, они используют разные способы, один из них - найти себе проводника, проводника своей демонической силы, то есть войти в тесное общение с "избранным" на то человеком, к которому затем впечатленные люди сами будут идти, часто даже сами не зная кто за этим человеком стоит. Самое страшное - маскировка под христианство, когда идут к бабкам и "целителям", которые прикрываются всеми церковными атрибутами: иконами, свечами и даже чтением некоторых молитв. Но это дьявольский обман, точно такой же как кажущееся на первый взгляд безобидным и даже чем-то привлекательным словосочетание "белая магия". Но любая магия: белая, черная, синяя, зеленая - есть колдовство, служение дьяволу. Вообще, если собрать всех экстрасенсов, ясновидящих, астрологов, гадалок, бабок и проч., то получится целая армия служителей дьявола на земле. Но и по одиночке, каждый из них представляет большую опасность для всех, кто к ним обращается, так как за каждым из них стоит заманчивая концепция падшего демонического мира: "не ищи причины происходящего, не прилагай никаких усилий, чтобы самому измениться, ищи легких и путей, сорви, съешь и будет тебе..". Если бы сегодня пришел пророк Илия, то он бы вновь бросил вызов теперь уже новой армии неожрецов-экстрасенсов, потому что не смог бы смотреть как тысячи людей увлекаются за Ваалом себе на погибель. Удивительно, но книга Апокалипсис или Откровения как раз сообщает нам о том, что этот самый пророк Божий Илия в конце времен и придет второй раз на землю, чтобы обратить сердца людей к Богу, он будет призывать народы к покаянию, чтобы они не пошли за антихристом.

Итак, когда человек, вместо обращения к Богу, обращается к вышеуказанной категории людей, то с получением желаемого, например вылеченной почки, он одновременно принимает нечто гораздо более ужасное и смертельное, чем больная почка, он отдает себя темной силе антихриста, которая говорит: "Теперь ты мой!". Тогда к душе человека демоны получают такой доступ, какого они прежде не имели. Лучше прожить всю жизнь с больной почкой, чем отдать самого себя или своего ребенка во власть мира падших духов. Ведь надо понять, что смысл жизни не в здоровье, не в земле а в вечности, в Боге. И речь идет не только печальной практике лечения у "сверх" людей, а вообще о любом обращении к их "способностям" по поводу и без повода для того, чтобы что бы то ни было от них получить. Такой поступок является отречением от Бога.

Для кого практика сверхъестественного противоестественна?

Для несвятых. Сверхъестественное мы называем чудом. По каким же критериям выясняется - кто совершает чудо силой Божией, а кто "чудотворит" под влиянием дьявола? Тот, кто творит истинные чудеса от Бога, ведет святую жизнь – только такому человеку дает Бог дар чудотворения, хотя и последнее словосочетание условно, поскольку только Сам Бог производит чудеса, просто действует он через Своих святых. Кто же действует через ясновидящих, экстрасенсов, «целителей», бабок? Священное писание и Православная Церковь с древнейших времен прямо указывают на то, что такие люди находятся в общении с падшими духами. Слово Божие учит нас: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Иоан.4:1). Испытание происходит по тем критериям, которые напрямую связаны с таким состоянием, которое называется святостью, то есть близости ко Христу. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Вот эти критерии.

Любые сверхъестественные дары, которые от Бога, даются редким и именно тем, кто:

  • исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, своим Господом, Спасителем и Искупителем;
  • исполняет все заповеданное Христом;
  • верует в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь и всецело стоит в Православии;
  • исполнен благодати смирения, покаяния и любви;
  • любит каждого, даже врага и каждому все прощает.
  • Вот признаки,критерии святости – только таким людям даются сверхъестественные дары от Бога, то есть через них сверхъестественным образом действует Господь. Яркие тому примеры - жизнь всех святых, в особенности пророка Божия Илии, святого великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Серафима Саровского чудотворца. Образ их жизни и есть отражение вышеобозначенных критериев. Бог никогда не дает такие дары тем, кто так не живет. Если человек, не ведущий святой жизни, будет придавать значение и пользоваться теми сверхъестественными способностям ("целительством", ясновидением и проч.), которые передались наследственно или сообщились ему в силу каких других причин, то это погубит и его и других. Святой целитель Пантелеимон исцелял людей только через призывание имени Христова, Которого любил всем сердцем. То есть исцелял не своей силой, а горячо веруя и уповая на скорую помощь Божию, почему Господь и являл через него Свою силу.

    Очень распространены и такие "лечебно-оздоровительные" практики, которые предлагают любому человеку заняться самолечением, самосовершенствованием, самопознанием при помощи особых методик, являющихся совокупностью различных духовных, психических и физических практик. Одни из таких самых распространенных практик - всевозможные системы йоги и эзотерики. Но к чему это приводит, или от Кого это уводит становится сразу понятно, при простом сравнительном анализе эгоцентричного, самообожествлямого состояния человека, насаждаемого в медитациях йоги и эзотерике и абсолютно другого состояния, проистекающего из самоотверженной любви к Богу и ближним, которое дарует ему Господь, то есть состояния благодати. В отличие от медитации, молитва является общением души с Богом, Который есть живая Личность.

    "Изведи из темницы душу мою"

    Возможно ли освобождение от влияния темных сил тем, кто уже под ним находится, кто уже успел обратиться к колдунам или применить на себе "духовные" методики? Да, возможно. Освобождение от какого бы то ни было влияния падших духов происходит через Церковь, через ее благодатные Таинства, для этого Господь и создал ее на земле. «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Поэтому единственно спасительное средство от врат ада, от власти дьявола - это благодатные Таинства Христовой Церкви: Таинство Святого Крещения, Таинство Исповеди и Таинство Святого Причащения. Не люди "со способностями", а Христова Церковь - источник благодати Божией на земле, богочеловеческий организм, глава которого Сам Бог, Господь Иисус Христос. С человеческой стороны Церковь составляют и святые праведники и кающиеся грешники. Если бы в ней были только святые праведники, мы могли бы отчаяться в своем положении, видя, что Церковь - это место исключительно для идеальных, совершенно незапятнанных грехом, нетронутых злом. И наоборот, если бы в Церкви были только грешники - как люди не оставляющие своих привычек и страстей, то мы могли бы заключить - здесь нет Бога. Но Христос так дорожит даром нашей свободной воли, которым мы все наделены, свободой ежедневного, ежечасного и ежеминутного выбора, что благодать Свою через богослужения Церкви дает не идеальным, а каждому, кто стремится меняться в лучшую сторону и прилагает к этому усилия. Ведь человек своими грехами не Церковь лишает благодати, а самого себя лишает той Божественной благодати, которая пребывает в Церкви, природа которой - не от мира сего.

    Два самых распространенных вида ложных даров с пояснениями:

    1.Ясновидение (ясновидящие, экстрасенсы, гадатели, медиумы и др.)

    «Видение» прошлого и предугадывание будущего людьми несвятыми является ложным не потому, что не сбывается то или другое, падшие духи как существа проницательные, очень даже хорошо умеют угадывать поступки людей связанные с теми или иными обстоятельствами, поскольку очень пристально следят за каждым из нас. За все те тысячелетия, что человечество живет на земле, бесы настолько изучили нашу психику, что с ними не сравнится ни один самый великий психолог из людей за всю историю. Они изучили нас до мельчайших психических реакций: к чему каждый из нас больше склоняется оказавшись в той или иной ситуации, привычки, черты характера, убеждения, мотивацию поведения и прочее. Именно поэтому прорицания (предсказания) ясновидящих называются ложными, так как люди несвятые говорят не от Бога а от ложных богов – то есть бесов (демонов), получают откровения от лукавого. К тому же демоны ведь потому и названы обольстителями, что всегда обманывают, внушая людям, что они избранники Божии и что "сверхъестественные" дары их – Божии, тогда как все наоборот. Хотя духи и проницательны, но Всеведущим, все предвидящим является только Бог, Который знает и помыслы сердец наших.

    "Способность" видеть события, происходящие в другом месте, то есть на расстоянии объясняется самой природой духов. Они - существа бесплотные и потому не зависят от категории пространства и могут перемещаться в любую точку земного шара за доли секунды. Когда экстрасенс или ясновидящий входит в общение с падшим миром, то духи сообщают ему ту самую информацию, которую тот затем передает людям, которые просили его о чем-то узнать. Но даже если для людей, доверяющим и обращающимся к ясновидящим или экстрасенсам как им кажется важно то, что те им говорят, то моментом, чтобы одуматься поняв - важно или смертельно опасно такое доверие, должно стать простое осознание того, что в тех людях действует не Господь, а падшие духи. Вообще падшие ангелы (демоны) находятся в этом мире только потому, что Господь попускает им здесь быть. Причем, во-первых - до поры до времени, так как наступит день, когда все зло уйдет, человечеству еще только предстоит встретить великое событие, когда все изменится. Во-вторых, через попущение присутствия в мире падших духов, Господь смотрит в наши сердца - куда мы направим свою свободную волю: на жизнь в покаянии, или на жизнь со своими причудами. Это испытание на верность и преданность Истине. Вот и святой Серафим Саровский однажды объяснил, что любой бес одним ноготком своим мог бы всю землю с оси свернуть – если бы это было ему дозволено Богом. Мы видим, что те, кто не встал на путь собственного покаяния, страстно заняты своим делом «помощи» другим, а бесы прельщают их мыслями об их "великих" делах. Каждый человек призван изменять мир к лучшему, через изменение к лучшему самого себя, но он не имеет права затмевать собой Бога для других, беря на себя роль Господа Бога. Преподобный Серафим, сподобившись от Бога силы чудотворения, в тоже время бегал как от огня от людской славы, самопревозношения и репутации чудотворца, так как понимал, что главное - сохранить в сердце смирение, Дух мирен, благодать Святого Духа, которая покидает сердце человека за малейшую гордую мысль.

    2. Ложное целительство (бабки, знахари, "целители", системы духовного самолечения: йога, эзотерика и проч.)

    Чтобы лучше понять, почему нельзя какими-нибудь своими духовными способностями лечить или самим лечиться у “чудотворцев”, знахарей и подобного рода “целителей”, постараемся прежде всего осмыслить, почему мы вообще болеем. Мы обычно смотрим на болезни как на зло, но такой взгляд является субъективным. У любой болезни есть другая сторона, о которой мы редко задумываемся: заболевание, в особенности тяжелое, очень очищает человеческую душу, если человек несет собственную болезнь с верой и доверием Богу. Во время болезни страсти и порочные желания буквально перегорают в сердце человека, после чего он становится способен переосмыслить многое в образе своей жизни, пересмотреть свои, порой безумные взгляды на смысл жизни и изменить свое отношение к самому себе, к людям и, наконец, к Богу. Есть и еще один важный факт, который констатировал святитель Феофан Затворник: “Болезни все и всегда происходят от грехов и из-за грехов и только очень редко, в некоторых случаях - как испытание". И здесь уместно вспомнить о том, кого и при каких условиях исцелял Господь Иисус Христос. Он исцелял всех, кто приходил к Нему с верой, которая всегда была соединена с глубоким, искренним раскаянием человека. Вспомним, например, как обратились к Спасителю евангельские слепцы. Они вопияли Ему вслед: “помилуй нас, Господи, Сын Давидов” (Мф. 20; 30). В этих словах чувствуется глубокая вера в Христа как Искупителя человечества и, конечно, чувство покаяния. Всем приходившим с греховной ношей Господь отпускал грехи, а затем исцелял. “Прощаются тебе грехи твои” (Мф. (9,2); “…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже” (Ин. 5, 14) - такие слова звучали из уст Спасителя, когда Он исцелял больных. А что же бабка, как она может отпустить грехи ? или только добавить еще страшнее и немыслимее, нанести тяжелейшую рану душе.
    И как видно из Евангелия, все исцеления в первую очередь имели духовно-нравственное значение по отношению к тем, кто искал помощи в недугах. Приходившие ко Христу имели полное сознание своей греховности, своего недостоинства. Само обращение к Спасителю полагало начало глубокого покаяния и исправления жизни. Таким образом душа очищалась и исцелялась от греха - источника различных болезней и скорбей. И Господь всегда вслед за выздоровлением души даровал исцеление и телу. Ведь Христос на все смотрит с точки зрения вечного спасения нашей бессмертной, драгоценной души - это не телесное здоровье, а духовно-нравственное возрождение человека, обращение от греха к Богу, от служения силам зла к добру, от смерти духовной к жизни вечной с Богом. Если имеющие репутацию "целителей" и "вылечивают" внешнюю, временную болезнь, то одновременно приносят страшный духовный вред "пациенту", открывая духам доступ к его душе. Конечно же, прибегать к такой помощи ни при каких условиях человеку нельзя, если ему не безразлично - в чьих руках будет его душа и жизнь земная и вечная. Господь благословил нас обращаться к медицине и если лекарства уже не помогают, то крайне важно помнить, что Господь знает - когда, как и сколько времени тому или иному человеку полезно поболеть, а когда выздороветь, чтобы таким образом, через физические страдания его душа созрела для покаяния и Царства Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2).

    Заключение.

    Итак, кто же дает святым силу чудотворений, главным из которых является чудо всех и каждого любить и всех и каждого прощать? Только Христос - Бог возлюбивший нас и ставший Человеком, ставший Одним из нас. Святые - это христиане в настоящем смысле этого слова, исповедующие всей своей жизнью и верой Христа Истинным Богом, своим Спасителем и Искупителем.

    Мы все сейчас живем в греховном состоянии, мы в нем уже рождаемся, мы живем в состоянии неестественном для человека изначально сотворенного благим, светлым, гармоничным существом Божиим. То есть, точки зрения первозданного благодатного, блаженного состояния первых людей до их грехопадения, мы живем в состоянии совершенно ненормальном. Более того, если человек живет не в святости, то для него, как не достигшего потом, кровью и слезами такого состояния близости к Господу, не допустимо самому искать каких-то особых даров и способностей, или особых путей общения с миром духов, так как это его погубит.

    Цель жизни человека по учению преп. Серафима Саровского - обрести и всеми силами хранить внутренний благодатный мир, через молитву, следование заповедям Господним и приобщение в Церкви к божественной жизни Христа. Тот по-настоящему помогает многим, кто носит в себе Царство Божие, так как наполнив свое сердце благодатью Святого Духа, он незаметно (для него самого) излучает благодать на окружающих, исцеляя их истинным исцелением.


    Иеромонах Арсений (Бабаев)